Интервью с куратором выставки «Точка опоры. Новое народное» Натальей Денисовой

17 апреля 2019 года во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка-лаборатория «Точка опоры. Новое народное».

Наталья Денисова, куратор выставки и зам. заведующего Просветительским центром Всероссийского музея декоративного искусства дала интервью редакции Design BasicDecor.

Наталья, расскажите о концепции выставки. Как возникла идея?

Дело в том, что Всероссийский музей декоративного искусства, в частности Просветительский центр, который я представляю, давно сотрудничает с художественными учебными заведениями – школами, студиями, ВУЗами, - а также «независимыми» художниками, дизайнерами, музыкантами. То есть с теми творческими людьми и сообществами, которые разделяют миссию нашего музея – хранить, изучать и искать формы интеграции народного искусства в современную жизнь. С помощью единомышленников мы проводили фестивали, выставки, концерты, пробовали новые форматы программ для разных аудиторий, посвященных традиционному искусству. Так что проект «Точка опоры. Новое народное» - логическое продолжение просветительской деятельности музея на новом витке его развития.

Нам интересно наблюдать и, конечно, активно участвовать в процессе творческого осмысления молодыми авторами нашего «базового» культурного наследия. Показывать наиболее удачные примеры «нового народного», говорить с педагогами, студентами, свободными художниками о роли подлинника и способах работы, «диалога» с ним.

Выставка-лаборатория «Точка опоры. Новое народное»

По вашим наблюдениям, подхватывают ли идею народного творчества современные интерьерные дизайнеры для реализации своих проектов?

Конкурс «Придумано и сделано в России» и выставки молодых дизайнеров, которые организует Центр моды и дизайна нашего музея, доказывают растущий интерес дизайнеров к народному искусству. В Москве, Петербурге, Карелии, Новгороде, Архангельске и других регионах в настоящий момент развиваются интересные проекты, связанные с поиском собственных «точек опоры» в местной художественной традиции, ремеслах. Это и текстиль, и интерьерные предметы из дерева, и современная керамика, и украшения.

На выставке представлено много работ молодых дизайнеров, студентов. Тяга к традиционному творчеству воспитывается в вузе или это тенденция в дизайне молодого поколения авторов вне зависимости от места обучения?

Одна из задач проекта «Точка опоры. Новое народное» состоит как раз в том, чтобы выяснить, есть ли сейчас системный подход в нашем художественном образовании, который позволил бы школьникам и студентам получить цельное знание о традиционном искусстве, его «философии», географии, различных видах. В настоящий момент мы понимаем, что многое зависит не столько от программы, сколько от преподавателя и заинтересованности самого студента. Александр Ермолаев и Мастерская-ТАФ, молодое поколение которой создавало дизайн-проект выставки, создали свою авторскую педагогическую школу. А некоторые авторы пришли к «народному» дизайну из других профессиональных областей, не связанных с художественным образованием.

 

Откуда авторы берут вдохновение?

Кто-то, как студенты и выпускники Строгановской академии, предлагают свое прочтение древнерусских мотивов – в текстиле, металле, керамике. Дмитрий Чекучинов черпает идеи и технологии в «абрамцевской» столярной школе, в «Русском стиле». Мастерская-ТАФ – в «разумном дизайне» крестьянских предметов быта, Варвара Зенина – в орнаментах и крое народного костюма. Всего не перечислишь – нужно побывать на выставке.

Наталья Денисова - куратор

Как воспринимает традиционное народное творчество современный потребитель, не художник? Опишите аудиторию, посещающую подобные выставки и покупающую продукцию, дизайн, которой тесно связан с традиционным народным творчеством.

Это очень разные люди. Выставка адресована всем, и каждый может найти для себя что-то интересное. Основная же аудитория, которая покупает предметы дизайна, - поколение 25-40-летних, которые обладают уже достаточным знанием современного европейского дизайна, интересуются изделиями «ручной работы», заботятся об экологичном образе жизни для себя и своих детей. И тут народное искусство незаменимо. Оно дает людям привязку к собственной истории, семье, природе, - в целом, чувство гармонии, которое в мегаполисе (и не только) трудно переоценить.

Выставка проходит во Всероссийском музее декоративного искусства. Как музей и другие подобные институты влияют на конечного потребителя? 

Наш музей изначально был призван отражать современный процесс развития декоративного искусства. С 80-х годов в его коллекцию отбирались лучшие произведения и народных художественных промыслов, и современных авторов. Кроме того, музей обладает огромным научным, методическим ресурсом, которым может воспользоваться любой начинающий художник и профессионал в своей творческой работе. Так что влияние музея разнообразно: можно вдохновиться подлинниками в экспозиции, можно увидеть реализованные проекты молодых дизайнеров. Безусловно, как в свое время Кустарный музей Сергея Тимофеевича Морозова, чьим преемником мы выступаем, Всероссийский музей декоративного искусства может задавать или обозначать для широкой публики определенный «тренд», демонстрируя лучшие образцы дизайна, основанного на народном искусстве.

Есть ли у современного российского дизайна характерные черты, как у скандинавского, итальянского? Дайте определение термину «российский дизайн»

Мое личное мнение – современный российский дизайн, основанный на народном искусстве, который я знаю, всегда обращен к личности, к человеку. Он может быть минималистичным, как скандинавский, но в нем всегда есть тепло, всегда есть радость и желание поделиться красотой. Может быть, это происходит за счет «камерности» нашего дизайна, а может (и это больше похоже на правду) потому, что данные черты – это наши «точки опоры». Если посмотреть на народное искусство – это всегда праздник. И праздник не для себя, а для всех.

Выставка Точка опоры. Новое народное

Каким вы видите развитие российского предметного дизайна в будущем?

Не берусь делать прогнозы, но одно могу сказать – будущее за образованными художниками и дизайнерами. Теми, кто поставил себе задачу изучить и пропустить через себя народное искусство, культуру, подобно мастерам «Русского стиля», которые ездили в экспедиции по стране и не снисходительно, а с уважением и вниманием относились к своей истории. Тогда мы перестанем смотреть на себя глазами туристов и выдавать «китч». Тогда наш дизайн будет по-настоящему интересен и актуален и в России, и в других странах. А вообще в Центре моды и дизайна нашего музея регулярно проходят паблик-токи на тему развития отечественного дизайна. 24 мая состоится паблик-ток «Народное искусство в современном контексте» в рамках параллельной программы к выставке «Точка опоры. Новое народное». Приглашаем всех неравнодушных присоединиться к обсуждению! Мероприятие бесплатное, но необходимо зарегистрироваться.

Спецпроект Изнанка