Интервью с дизайнерами марки Perinne Татьяной Бабковой и Светланой Катаргиной. Победитель конкурса «Придумано и сделано в России»

Продолжаем рассказывать о победителях конкурса «Придумано и сделано в России». В категории «Текстиль для дома» номинации «Дизайн-продукт» победила коллекция текстиля «Лес, вода и камень» Катаргиной Светланы и Бабковой Татьяны – основателей дизайн-студии Foxproject  и марки Perinne.

Редакция Design BasicDecor поговорила с Татьяной и Светланой о трудностях в начале карьеры, коллекции и планах на будущее.

Расскажите о вашем творческом союзе и почему вы решили заниматься предметным дизайном

Наша команда сложилась ещё в студенческие годы. Мы вместе учились сначала в Московском художественном училище прикладных искусств по специальности художник-мастер по вышивке, затем в ВАШГД (Высшей Академической школе графического дизайна). Работали в дизайн-студиях, рекламных агентствах, а потом организовали свою дизайн-студию Foxproject. Дизайнеры всегда мечтают об идеальном заказчике. И мы подумали, почему бы нам самим для себя не стать этим самым заказчиком. Тем более давно хотели выйти за привычные рамки, создать собственную текстильную марку, которая бы объединила наши знания и опыт, полученный сразу в нескольких областях.

Наше первое образование заложило любовь к народному искусству. В художественном училище прикладных искусств мы рисовали, вышивали, изучали промыслы России, копировали подлинники в музеях. Затем работали художниками по вышивке. Второе образование дизайнера структурировало эти знания, дало возможность другими глазами посмотреть на народное искусство, соединить традицию и дизайн, создать новый уникальный современный продукт. Всё это мы реализовали в 2018 году в нашем новом проекте PERINNE.

Катаргина Светлана и Бабкова Татьяна

Что в начале карьеры как дизайнера было (или есть, если вы только начинаете) сложнее всего?

Мы уже давно работаем, как небольшая студия, нам нравится такой камерный европейский подход к работе. Когда ты сам встречаешься с заказчиком, обсуждаешь проект, то более точно можешь понять задачу. Но это сложнее, чем работать в составе крупной компании, где ты отвечаешь за один этап работы и у тебя меньше ответственности. Тот же подход у нас и в новой марке. Концепцию мы всегда придумываем вместе, разрабатываем дизайн всей линейки, просчитываем всю производственную цепочку, первые опытные образцы отшиваем сами, а производство небольших партий продукции размещаем у наших подрядчиков.

С какими трудностями сталкиваетесь? 

Сложности, конечно, есть. В первую очередь, с производством. Наш проект про сохранение и развитие культурного наследия России. Запуская его, мы предполагали, что будем производить продукцию из российских материалов на территории России. Ещё несколько лет назад, когда мы, планируя запуск марки, изучали отечественных производителей ткани, ситуация на рынке была намного лучше. Например, Вологодский комбинат в большом ассортименте производил высококачественные льняные ткани. А когда мы вплотную подошли к производству, оказалось, что предприятие, на которое делали ставку, обанкротилось и закрылось. И теперь, к сожалению, такого качественного льна в нашей стране больше не производят. Приходится делать закупки у иностранных производителей.

Что для вас самое главное в работе сейчас?

На данном этапе нам важно построить развитие бренда таким образом, чтобы сделать продукт массовым и доступным для покупателей, сохранив качество. Донести до покупателя нашу философию.

Марка Perinne

В вашей работе есть рутина? Если есть, как вы с ней справляетесь?

Конечно, кроме творческого процесса, приходится решать множество менее интересных для нас вопросов, связанных с производством, бухгалтерией, технической документацией и т. п. Но это тоже важная часть рабочего процесса и мы понимаем, что без этого идея останется просто идеей.

Коллекция текстиля «Лес, вода и камень» победила в конкурсе «Придумано и сделано в России». Расскажите о ней

Наша первая коллекция посвящена Русскому Северу, который всегда восхищал и вдохновлял писателей, поэтов и художников. Яркие краски и традиции Севера и нас не оставили равнодушными, тем более Света родом из Карелии.

На конкурс было представлено несколько текстильных изделий из коллекции «Лес, вода и камень». Мы разработали серию принтов, взяв за основу самобытную вышивку Пудожского региона Карелии, с архаичными аморфными формами и разнообразными геометрическими проработками. Переосмыслили и переработали народные орнаменты, сохранив эмоции и яркий характер, присущий этой технике.

Мы хотели добавить самобытности в наш проект, потому что сама идея намного глубже, чем кажется на первый взгляд.  Это еще и большое исследование со своей историей, изучением контекста, обычаев, народных традиций самой среды, где создавались произведения народного искусства, которые так гармонично существовали в быту и украшали повседневную жизнь людей. Все предметы в коллекции «Лес, вода и камень» с карельскими именами, а название нашей марки по-карельски Perinne—традиция. Необычный, почти забытый, язык добавляет нашим изделиям особый характер и настроение. На выставке представлена скатерть KIVIKKÖ (груда камней). Это образ огромных валунов, которые встречаются в Карелии на каждом шагу. В других принтах мы также использовали образы природы: LAMBA (Ламба)—лесное озеро, KUKKALAHTI (Куккалахти)—цветочный залив, NIITTI (Ниитти)—луг, N’UORU (Нюра)—каменистая мель и другие.

Скатерть из льна

Как пришла такая идея?

Идея создания бренда PERINNE возникла из желания объединить две противоположные сферы—дизайн и прикладное искусство. Так сложилось, что в нашей стране они всё время находятся в конфронтации и нежелании понять друг друга. Имея знания и опыт в обеих областях, мы решили объединить противоположности.

Опишите концепцию объекта

Философию бренда можно описать простой формулой: традиции+дизайн+технологичность.

Основная идея—создать современные технологичные изделия, опираясь на богатое творческое наследие России, переосмыслить и донести народные мотивы в новом качестве и в новых формах изделий до широкого круга людей. Ввести их в современный интерьер не только в виде сувениров, а как модные, функциональные, удобные вещи для повседневного использования. Вдохновляясь народным искусством, соединяя традиции и современные технологии производства, мы создаем оригинальные дизайнерские изделия. Это льняной текстиль для дома: скатерти, дорожки, салфетки, фартуки. И в дополнение приятные мелочи—аксессуары для сервировки стола и предметы декора.

Из каких материалов сделаны предметы?

Нас вдохновляют натуральные материалы, грубоватая поверхность холста, чистые контрастные цветовые сочетания. Для коллекции подобрали льняную ткань, фактурную с узелками, имитирующую домотканый материал. Это традиционный для России экологичный материал производится из натурального сырья, очень прочный и износоустойчивый. С приятными тактильными и визуальными свойствами. Льняная одежда и домашний текстиль всегда активно использовались в быту, и сейчас лён набирает новую популярность во всём мире.

Рисунок наносится методом прямой печати на ткани. Это цифровой промышленный метод. Экологичная технология печати с использованием красителей на водной основе обеспечивает стойкость принтов. Процесс печати построен, так же как и при производстве заводскими методами ротационно-трафаретной печати, где ткань проходит все этапы обработки. А высокая износоустойчивость изделий подтверждена российскими сертификатами. Такая технология дает возможность выпускать любое количество ткани с принтом и делать несколько рисунков в одном тираже, что позволяет оперативно выпускать продукцию в относительно небольших количествах и на заказ. Таким образом сокращается время между идеей и готовым продуктом, и появляются большие возможности для экспериментов и выпуска пробных образцов.

Текстиль марки Perinne

Для кого эта коллекция? Опишите портрет потребителя

У нас совсем новая марка, но уже есть покупатели и поклонники. Это в основном наши соотечественники—совершенно разные люди, разных возрастов и профессий, стильные, творческие, ценящие традиции, качество и современный дизайн. С первыми нашими покупателями мы познакомились на городских ярмарках. Маркеты—прекрасная возможность живого общения и ответной реакции людей на то, что мы делаем. Для нас неожиданно было получить столько позитивных откликов! Это даёт нам силы и понимание, что мы двигаемся в правильном направлении. Есть и иностранные покупатели, которым интересна Российская культура, и так приятно осознавать, что текстиль уже живет и в других странах: в Финляндии, Голландии, Германии, Австралии наши скатерти объединяют за столом родственников и друзей, добавляя особый характер и частичку русской души.

Как вы решили принять участие в конкурсе «Придумано и сделано в России»?

Наши работы когда-то уже экспонировались в музее декоративно-прикладного искусства. Много лет назад это были наши дипломные проекты Художественного училища прикладного искусства. Мы с интересом следим за всеми выставками и мероприятиями, проходящими в музее, а когда узнали о конкурсе, решили принять участие.

Российский текстиль

Выставка положила начало Галерее российского дизайна. Дайте определение термину «Российский дизайн»

Российский дизайн—это люди. Яркие личности, энтузиасты, которые несмотря на все трудности, пытаются реализовывать свои идеи.

Над чем вы работаете сейчас?

Тема творческого наследия Русского Севера неисчерпаема, и хочется доработать коллекцию «Лес вода и камень». Параллельно работаем над новой коллекцией столового текстиля.

Что хотелось бы делать дальше?

Наш проект многоплановый. Возможности для развития безграничны! Мы начали с текстиля, но в дальнейшем планируем создавать коллекции, в которых будут различные бытовые предметы, объединенные единой темой, созданные на различных производствах.

Какими качествами должен обладать дизайнер, чтобы быть успешным?

Верить в себя, быть позитивно настроенным и открытым к новым контактам и новым знаниям.

Коллекцию можно увидеть во Всероссийскиом музее декоративного искусства до 15 февраля 2019 года

Спецпроект Изнанка