Вазы «Из огня ». Победитель конкурса «Придумано и сделано в России»

Вазы «Из огня» – коллекция, победившая в категории «Посуда» номинации «Дизайн-продукт» конкурса «Придумано и сделано в России». Ее автор – Екатерина Кротенко - художник и дизайнер из Крыма.

Екатерина, расскажите о себе

Высшее образование я получила в Санкт-Петербурге. У меня есть степень магистра дизайна, со специализацией в дизайне интерьера (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, СПбГУПТД). Затем работала дизайнером интерьера в дизайн-студии и как независимый фрилансер. И скоро будет вторая степень магистра искусств, только европейская, со специализацией в предметном и пространственном дизайне (Университет Аалто, Высшая школа искусств, дизайна и архитектуры, Хельсинки).

Меня интересует история искусств, дизайн и архитектура, темы «диалог истории и современности», «заброшенная архитектура и её реновация». Два с половиной года назад я переехала в Финляндию для расширения творческих горизонтов и открыла для себя магию прикладных искусств и ремесленного дизайна.

Почему вы решили заниматься предметным дизайном?

Разрабатывая полные интерьерные дизайн-проекты, делая чертежи и реалистичные 3D-визуализации, очень много времени проводишь перед монитором…. Меня стали сильно манить ремесла, хотелось хоть чуть-чуть освоить традиционное мастерство, делать предметы дизайна своими руками, от начала и до конца… Внезапно окунувшись в предметное искусство и современные ремесла, я открыла новую сторону своего творческого «я». Более того, я обрела более глубокое понимание предметного мира, культурной материальности и ценности различных производственных процессов.

Дизайн интерьера – уникальная сфера деятельности, подразумевающая связывание воедино практически всех областей дизайна и понимание различных смежных дисциплин. Меня вдохновляет задача создания и совершенствования среды для человека. Две ключевые задачи в работе над внутренними пространствами - стилистическая визуализация и полифункциональное планирование, создание атмосферы и сценария жизни в будущем. Зачастую, это похоже на сервис феи или волшебника.

Предметный дизайн – совсем другой масштаб, более личный, более осязаемый. В нем больше свободы самовыражения. Особый интерес для меня представляют предметы дизайна лимитированной ручной работы, дизайн на грани искусства. Я считаю чрезвычайно важными материальность и эмоциональность процесса производства, мастерство и внимание, заложенные в художественные предметы.

Современное ремесло – это интерпретация традиционных техник, художественных решений, переосмысление архетипов, но прежде всего это ручная работа наряду с новыми технологиями.

Дизайнер Екатерина Кротенко

Что в начале карьеры как дизайнера было сложнее всего?

Будучи перфекционистом и трудоголиком, сложнее всего балансировать личное и рабочее время, выделять время на отдых и восстановление сил.

Что для вас самое главное в работе сейчас?

Вдохновение. Значимость, смысл того, что я создаю. Внимание к деталям и задействование всего спектра чувств восприятия объекта дизайна.

В вашей работе есть рутина?

Искусство и дизайн - мой воздух. Поэтому и нет рутины. Только вызовы.

Вазы «Из огня» выиграли в номинации «Дизайн-продукт» категории «Посуда». Расскажите, из каких материалов он сделан и в чем заключается концепция этого проекта?

Вазы сделаны из художественного стекла ручной работы с древесной фактурой.

При выдувке жидкой массы стекла в деревянную форму, дерево горит, тем самым запечатлевая мимолетную свою структуру, в сей момент, в стекле. Идея заключается также в наделении материала определенной свободой, в итоге, выражающейся в органичности и неповторимости формы, как у природной флоры. Это вазы для ценителей прекрасного.

Мной были созданы три ассиметричные формы, в последствии вырезанных из спила дерева методом CNC-фрезерования. Простая органичная форма подчеркивает контраст блестящих и матовых поверхностей. Сама текстура обладает доминирующей декоративной силой, поэтому моей целью было создать мягкую естественную форму, акцентирующую внимание именно на красоте материала. Стоит отметить, что сам процесс - невероятно завораживающее действие трех элементов: дерева, стекла и огня. Форма видоизменяется в процессе, - и каждый предмет приобретает уникальную форму с неповторимым живым узором. Вазы подчеркивают своей некой спонтанностью формы естественность, непринужденность и бесценную красоту.

Вазы из огня

Один из аспектов, с которым я решила поэкспериментировать – это оптические иллюзии материала. На первый взгляд это может быть абсолютно не заметно, но, если обратить внимание, у некоторых предметов умышленно разная толщина в основании и вершине, или даже по периметру. Так, стекло кажется тонким, но при этом имеет приятную весомость.  Текстура дерева выступает не только как декоративное решение с уникальной детализированностью, но и удивляет тактильной приятностью. На мой взгляд, ремесленное стекло – очень теплый материал, поэтому я стремлюсь вызвать не только визуальное чувство прекрасного, но и задействовать чувства осязания.

Предметы из коллекции могут быть позиционированы и как арт-объекты, в паре с чернёными деревянными элементами (которые также сделаны вручную из остаточного материала для самих форм, который иначе отправился бы в топку, а так стал предметом искусства). Сами формы в процессе становятся настолько красивы, что заслуживают экспонироваться наряду с самим художественным стеклом.

Эта коллекция также раскрывает тему интуитивности в творческом процессе и поэтичности выражения «дать волю случаю». В повседневной жизни нас окружает невероятное множество вещей правильной, выверенной, стандартной конвейерной формы. И нечто ценное теряется в абсолютном контроле формы. Стекло – очень своенравный материал, и в этом его особая прелесть. Поэтому я создала сценарий, который способствует выраженной своеобразности каждого из предметов. Более того, такой подход отражает мое видение дизайна, искусства и ремесел как единое и неразрывное целое. Я верю, что в эту эпоху цифровых технологий, в среде массового производства, предметы дизайна ручной работы символизируют истинные ценности, и имеют потенциальную силу влияния на видение мира личностью и обществом.

Вазы ручной работы

Как пришла такая идея?

Хотя сама техника придания стеклу текстуры обожженного дерева вдохновлена предметами финского дизайнера Тимо Сарпаневы из коллекции 1960-х годов, - данная коллекция проявляет современную эстетику и культурный синтез в интуитивном экспериментальном процессе создания художественного стекла, в паре с чернёными деревянными элементами, составляющими композицию из асимметричных абстрактных форм.

Будучи абсолютно очарована утонченностью и даже некоторой одухотворенностью отпечатка дерева в стекле, получаемого при выдувании стекла в сухую деревянную форму, - я загорелась идеей придать технике (по истечении полувека) новое дыхание, создать коллекцию ваз, которая раскрыла бы вольный характер двух материалов, стекла и дерева.

Мне очень интересен феномен реминисценции в дизайне, и в данном проекте я решила рискнуть, с целью передать эстетические метаморфозы в движении во времени.

Творческое цитирование может быть осознанным или интуитивным. Так или иначе, дизайнер черпает вдохновение в окружающих визуальных образах или опыте прошлого. Однако, в наши дни, с бесконечным потоком визуальных образов и легким доступом к любой информации, открытости творческого процесса, - профессиональная этика важна как никогда. Я считаю, что крайне важно (и интересно) осознавать свои источники вдохновения, указывать связи и быть честной и искренней в своем творчестве.

Еще один важный контекстуальный момент заключается в синтезе культур и художественного наследия. Сегодня творческая сфера глобальна и динамична, смесь культурных кодов и традиций набирает обороты, национальная и личная идентичность выходит на новый уровень в стремлении к миру без границ и устаревших предубеждений.

Я родилась и выросла в Крыму, получила высшее образование в Петербурге, а сейчас в Финляндии я пробую себя во множестве нового. Это три совершенно разные реальности, составляющие личный творческий ребус.

Интересно, что мое обращение к предметному дизайну выявило самые разные аспекты кода личного творческого подсознания. Одной из самых сильных эстетических тяг в моем предметном творчестве является естественность и органичность, корни которой – в моем крымском происхождении. Эту природную свободу и красоту момента я хочу передать в работе над проектом «Из огня».

Как вы решили принять участие в конкурсе «Придумано и сделано в России»?

Абсолютно случайно заметила рекламный пост в инстаграм. Конкурс при музее декоративно-прикладного искусства в Москве – прекрасный шанс представить свои творческие проекты на российской сцене дизайна.

Сколько работ вы представили? Вы ожидали, что выберут именно этот объект, который выиграл в конкурсе или делали ставку на другие работы?

Я подавала на конкурс три проекта. Два проекта художественного стекла ручной работы и один фарфоровый. Я ожидала, что номинируют как раз мой фарфоровый набор «Матрёшки». Основным источником вдохновения, которому послужил набор заварочных чайников из бабушкиного серванта и трепетно хранимые впечатления из детства. Хотя принцип композиции является отсылкой к русской традиции, форма и декоративное решение - предельно минималистичны. Возможно, при отборе по фото, на первом этапе, экспертному совету проект показался очень скромным, поскольку при электронной подаче нет возможности полностью оценить тонкость и красоту материального исполнения. Этот проект очень дорог сердцу, и очень хочется представить его на российской выставке нового ремесла, современного русского стиля.

Фарфоровый набор
Стекло ручной работы

Выставка положила начало Галерее российского дизайна. Дайте определение термину «Российский дизайн»

Российский дизайн - это дизайн тех творческих личностей, которые осознают себя россиянами.

Над чем вы работаете сейчас?

Творческое исследование на тему цвета и света в пространстве, для финской компании KONE, с целью создать теоретическую и экспериментальную базу для благополучного влияния цвета и искусственного света на наше здоровье, самочувствие и радость в каждом дне. Цвет и свет оказывают фантастическое, колоссальное влияние на человека. К моему удивлению, эта научная область довольно слабо изучена. Именно поэтому чрезвычайно увлекательно раскрывать ее потенциал.

Параллельно этому работаю над несколькими творческими проектами предметного дизайна (в мастерских разных материалов: стекла, керамики, дерева, металла) и печатной графики.

Что хотелось бы делать дальше?

Создавать интерьеры на грани искусства, с возможностью по времени и бюджету исследовать контекст, проработать все до мельчайших деталей, в высочайшем качестве исполнения, с созданием уникальных элементов интерьера. При этом способствуя счастью и благополучию как заказчиков, так и исполнителей. И, что важно, с заботой о здоровье человека и рациональном использовании природных ресурсов.

Нет предела совершенствованию и личному росту. В данный момент, моя мечта на будущее – открыть дизайн студию с друзьями близкими по духу, личному и профессиональному, для работы над комплексными дизайн-проектами высокого класса, цельно разрабатывая архитектурные решения и дизайн интерьера, предметно-материальное наполнение, графический дизайн и сервис-дизайн.

Какими каналами продаж своих услуг вы пользуетесь? Назовите 3 самых эффективных

Сарафанное радио. Мои друзья, знающие мою бесконечную любовь к искусству и дизайну, мои навыки, перфекционизм и внимание в работе, - рекомендуют своим друзьям и знакомым. Так складываются приятные, основанные на доверии, знакомства с будущими заказчиками.

Онлайн-каналы: сайт, инстаграм, все ленты социальных сетей, - позволяют представить личный творческий путь.

Присутствие в курируемых галереях, а также участие в дизайн-маркетах для непосредственного общения с целевой аудиторией.

Какими качествами должен обладать дизайнер, чтобы быть успешным?

Страсть к дизайну. Чувствительность и чувственность. Внимательность и понимание. Мечтательность и проецирование. Целеустремленность и амбициозность.

Спецпроект Изнанка