Интервью с Любой Тепцовой, участником конкурса «Придумано и сделано в России»

В феврале завершилась выставка «Придумано и сделано в России». На ней были представлены работы российских дизайнеров, принявших участие в одноименном конкурсе. Один из экспонатов выставки – работа художника-орнаменталиста Любы Тепцовой.

Специально для Design BasicDecor журналист и художник Дмитрий Мишенин подготовил интервью с Любой, в котором поговорил о русских (а на самом деле транснациональных) орнаментах, а также важной роли традиции в актуальном искусстве и современной моде.

Дмитрий Мишенин: Ты начала рисовать портреты и пейзажи и пришла к орнаментам или сразу начала с орнаментов и так не добралась до натюрмортов? 

Люба Тепцова: Я самоучка и рисую, сколько себя помню. 
Но в детстве меня отдали в музыкалку, за что огромное спасибо моим родителям - мой мозг оказался навсегда "оцифрован" музыкальной логикой. Думаю, это был поворотный момент. Потом филология в СПБГУ, где даже стены учат, и заочное искусствоведение в Академии Художеств им. Репина. Классического художественного образования я так и не получила, и в этом есть свой плюс: ничто не отвлекает меня от главного - от моих крестиков и ромбиков. Оглядываясь назад, я понимаю, что это была идеальная образовательная траектория: мой художественный стиль стал моей философией - эдакий синтез жанров, перекрёсток дисциплин.

Конечно, Орнаменты появились не сразу. Были эксперименты с маслом, графика, акварельные пейзажи и многое другое. А потом случился какой-то инсайт. В один день, в один час я вдруг решила, что буду рисовать и изучать только Орнаменты. С тех пор меня не отпускает.

Интервью с художником-орнаменталистом Любовью Тепцовой

Рисование узоров и рисование как жанр живописи это разные вещи?

На мой взгляд, рассматривать Орнамент как художественное явление - это как смотреть на красивое здание только сверху. Для меня Орнамент – это скорее природное явление, одним из проявлений которого является его художественная форма. 

Ты дочь кинорежиссёра, создавшего классический фильм нашего времени «Господин оформитель». На тебя влияет искусство твоего отца? Есть место в твоём орнаментальном творчестве для Санкт-Петербургского декаданса? 

О да! Творчество моего отца, его философия и эстетика уже неотделимы от меня самой. Мы слишком похожи - осанка, внешность, образ мысли. Думаю, моя мистическая "одержимость" своим делом, некое миссионерство, стремление донести до людей высокую исцеляющую идею — это все его влияние. И, конечно, перфекционизм и суровая самокритика. И вот это его любимое: "Очень хорошо, а теперь ещё сто раз так же!" Мой творческий рост - во многом его заслуга. 

Кстати, одно из самых ранних воспоминаний детства это как раз премьера Господина Оформителя на тв. Мне было 4 года. Поздняя ночь, я сижу в темноте и передо мной танцуют эти белые тени под музыку Курехина… Потом я заснула, но культурный шок остался на всю жизнь. 

Кто придумал одеть скульптуры в Павловске в твои вещи и устроить фотосессию с ними? Расскажи, как это происходило.

Да, со скульптурами вышла забавная провокация! Зато стало ясно, что лучшая модель - это статуя. Вообще-то, мы пришли в парк снимать материал для видеоролика о том, как я создаю орнаменты. Мы искали геометрию и фактуры в природе, но мимо статуй пройти не смогли. У меня в голове сразу возник этот кадр: застывший холодный пейзаж и статуя в центре, как страж на границе миров, потом спецэффект вроде пиксельного шума на долю секунды, и мы видим ту же композицию, только статуя уже в пальто. Мне, кажется, это просто красиво и загадочно. Мистика, параллельные реальности... обожаю это дело. Не знаю, войдёт ли этот кадр в основной ролик, но мы точно сделаем из этого отдельную зарисовку, а может, и целый проект. 

Работа художника-орнаменталиста Любови Тепцовой

На сегодня какие твои основные достижения в искусстве орнамента? Сколько вещей сделано? Какие это вещи? Где они выставлялись? Кто их носит? В каком виде они живут - предметы быта, одежда, эскизы? Гонорары и награды тебя не обходят стороной, и ты можешь немного рассказать о своей официальной карьере? 

Я занимаюсь Орнаментами уже почти 10 лет, но в очень спокойном и совершенно некоммерческом режиме. За это время я успела создать больше сотни узоров, которые воплотились в самых разных форматах. На моем счету татуировки, настенные росписи, фарфоровая посуда, предметы мебели, мягкие игрушки и очень много одежды. На Олимпийский играх в Бразилии наша спортсменка выступала в шлеме с моей ручной росписью. В моих платьях ходят на светские приёмы, выходят замуж и рожают детей. Серьёзно!

А вот официальная моя карьера, похоже, только начинается. Этой зимой в Москве проходила выставка "Придумано и сделано в России" во Всероссийском музее декоративного искусства. Там можно было увидеть пальто с моим принтом в окружении других достойных экспонатов. Ребята в музее делают великое дело - возрождают национальную культуру в современном формате. Я очень рада, что оказалась в их поле зрения.

С кем ты сотрудничала из людей смежных профессий, пытаясь продвинуть идею орнамента в жизнь? 

Пожалуй, самым неожиданным было предложение выступить в роли художественного редактора целого журнала. Ребята из блога "Русская Деревня" хотели выйти за рамки инстаграма и искали новый формат для накопившиеся информации. Как оказалось, актуальные русские традиции – это очень живая и востребованная тема. Это была долгая и кропотливая работа, но в результате у нас получился волшебной красоты результат. Там каждая страница и каждая иллюстрация в своём орнаменте – просто сказочный сундучок, наполненный драгоценным знанием! 

Ещё был забавный случай, когда моя подруга и фотограф Алина Тарабаринова пришла ко мне за помощью - негативы одной фотографии были испорчены пятном на самом видном месте. Любой отпечаток выходил с браком, а кадр был предназначен для важной выставки в Корее. Пришлось превратить пятно в орнаментальную абстракцию, чтобы вывести фотографию на новый художественный уровень и оправдать её присутствие в экспозиции. Результат превзошел все ожидания, а из той истории вырос целый проект, пока еще неизданный.

Художник Любовь Тепцова

Орнамент ближе к живописи или науке? Это красивый набор образов или таблица символов? В общем, это психоделическая картина или множество Бенуа Мандельброта? 

Я думаю, что как раз ровно посередине. И вся эта история с фракталами, сравнительно молодая, по сравнению с искусством Орнамента, сильно укрепляет меня в моей вере. 

Если в живописи, по сути, нет канонов и каждый волен класть мазки на холст как ему угодно (сегодня, кстати, многие злоупотребляют этой свободой), то орнамент не может существовать без строгого соблюдения определенных закономерностей. Орнамент как явление универсален и проникает в десятки самых разных научных областей, от психологии до физики. При этом Орнамент остается прежде всего художественным, образным языком, не чуждым импровизации и фантазии. Здесь налицо удивительный синтез искусства и науки. Меня это просто сводит с ума.

В чем главная разница орнамента сейчас и тогда? Тогда это был быт и понятный язык, а сейчас экзотика и забытый алфавит? 

Совершенно верно, главная разница в том, что Орнамент в нашей народной культуре всегда был чи-та-е-мым языком, понятным целому сообществу, то есть инструментом для передачи мифологической, исторической, календарной, личной и какой ещё угодно информации. Наши прабабушки точно знали, кому и зачем и с какими помыслами вышита каждая рубаха в их сундуке. Именно это знание, обязательно переданное через несколько поколений, само по себе уже придавало вещам "обереговый эффект". Психосоматика и накопительный эффект в действии! Но ХХ век всё смешал. Орнамент потерял свою сакральную функцию метаязыка, и стал чисто декоративным приемом. Удивительно, как быстро это произошло… Всего каких-то 100 лет и мы как слепые котята в темноте, не знаем, к какой субкультуре, стилю одежды или духовному гуру себя отнести, выбор только растет, а вместе с ним и общий невроз. А ведь нам просто генетически, буквально биологически необходимо питать себя именно из традиционной культуры, которой тысячи лет. Я не шучу, это чистая прагматика, никакой патриотической лирики. Но об этом можно часами...

Может быть, тогда стоит наполнить старую форму свежим содержанием? Сериалами, современной музыкой, компьютерными играми и соц. сетями? Чтобы сделаться понятней и ближе к людям? Делать орнаменты из узнаваемых эмодзи и лого …

Думаю, что как раз наоборот. Надо обязательно создавать новую форму, и твоя идея с цифровыми символами – это один из вариантов, такой стилистический прием, заточенный под определённую аудиторию. А вот содержание этой новой формы должно оставаться коренным, традиционным. Потому что оно целебное, на мой взгляд. И самое важное - та сознательная составляющая, которая была утеряна в ХХ веке. Вот эти три элемента - новая форма, старый смысл и знание этого смысла - как залог успеха, формула обновления традиции. Я практикую именно этот подход. Я создаю личные орнаменты, похожие на народные, или совершенно в иной стилистике, и наделяю их смыслом, который понятен и приятен этому человеку, смыслом, который я черпаю во всем богатстве нашей народной культуры. Такие вещи хочется хранить, передавать по наследству, красота узора всегда радует глаз, а знание смысла только усиливает эффект. Через 30-40 лет у ваших внуков появится обереговая рубашка прабабушки, созданная скорее вашим воображением, чем моими руками… новая народная одежда.

«Господин оформитель»

Как ты видишь развитие своего дела? В виде моделей одежды и капсульных коллекций с внедрением орнамента в современные вещи? Или создание арт-объектов?

Тут сложно сказать, кто кого развивает, я свое дело, или оно меня. Я откликаюсь на самые разные предложения и с каждым разом выхожу на новый уровень, это очень увлекательно. 

Одежда - любимый формат! Я постоянно что-нибудь шью или расписываю, скоро будет первая капсула, если возрастет спрос, то я буду выпускать микропартии вещей, не более 5-10 штук. Я вижу смысл только в очень лимитированных тиражах и суперличном подходе. Обязательно классные коллаборации, выставки эскизов, создание видеороликов или даже мультиформатные показы одной вещи, почему нет? 

После одежды орнамент распространяется на интерьер и бытовые предметы, уходит в архитектуру... И тут у меня в планах все что угодно, от заводских брэндмауэров до русских печей. Очень люблю расписывать стены в комнатах и наблюдать, как пространство вибрирует по-новому после появления орнамента. 

По сути, любой объект с орнаментом — уже арт-объект. 

Перечисли семантические основы, которыми ты оперируешь в начале пути, приступая к работе. Что ты любишь больше всего ? Снежинки? Спиральки? Треугольники? Геометрию или молекулярную физику и химию? Что служит фундаментом в работе? И это всегда ручной труд? Нецифровой? 

Когда я приступаю к работе над орнаментом, я всегда сперва воспринимаю неявный, смутный образ. Вывести такое на бумагу можно только руками. Получается такой вид издалека, очень общая композиция и основные акценты. Потом я рисую еще 2-3 варианта, чтобы у заказчика был выбор, но в 9 случаях из 10 мы выбираем первый образ. Это уже проверено годами. Удивительный факт.

Затем я наполняю родившуюся форму смыслом. Здесь я в первую очередь обращаюсь к ритуальным вышивкам Русского Севера. Уже доказано, что именно эти вышивки сохранили наибольшее количество архаичных, древнейших сюжетов. Дева с птицами на руках, или дерево с цветами - это все не просто фантазия художника, это глубочайшие символы, архетипы, родные нашему подсознанию.

Есть удивительное исследование, согласно которому на каждый период в году у крестьян русского севера были свои узоры. То есть были узоры для песен плодородия и узоры, сопровождавшие рождение новой жизни, узоры максимальной активности и узоры покоя. Например, костюм женщины на протяжении первого года после свадьбы (подразумевается первая беременность) был сплошь украшен вышивками только из периода плодородия. Мне нравятся эти тонкие связи и древние метафоры, я вижу в них много смысла.

Но мне и этого мало, мне кажется ценным сегодня напоминать людям о значении древнерусских букв, о простых народных пословицах. Меня вдохновляют емкие и ритмичные заговоры, так же сильно как некоторые математические теоремы, которые не противоречат этим заговорам, а скорее подтверждают их действенность. А теория симметрии кристаллов -так это просто бомба! буквально, справочник смыслов.

Орнамент может исцелять? С его помощью можно колдовать? Им можно приворожить? Им можно защитить? 

Для такого важного дела одного орнамента мало, нужен комплексный подход. 

Я полагаю, что орнамент может вести себя как карта памяти. Ваша вера в него и ваше удовольствие от его разглядывания накапливаются в узоре. Чем чаще вы на него смотрите, тем более «целебным» он становится.

Мне не нравится слово "оберег", оно вводит в заблуждение. Я сторонник теории, что мы сами несем ответственность за каждую секунду нашей жизни и ничто не может нас уберечь от ударов, предназначенных судьбою для нашего собственного развития. При этом я верю в силу мысли. Она вполне материальна и есть очень интересные научные эксперименты на эту тему. Вообще, любопытно наблюдать как некоторые древние понятия, еще сто лет назад попадавшие в категорию средневекового бреда, сегодня возвращаются в научную среду. Например, эфир как тончайшая невесомая материя.

Сегодня ни одна современная теория о фундаментальных законах вселенной не обходится без понятия эфира как переносчика взаимодействия. Я думаю, нас ждет уйма классных открытий в подобном роде. 

Работа художника Любы Тепцовой

Ты занята исключительно русскими орнаментами или на самом деле нет русских орнаментов и есть единый транснациональный орнамент общими и разными фрагментами разбросанный по всему миру? 

Для меня сакральная сокровищница смыслов и вдохновения это все-таки русская народная культура и русский орнамент, как её часть. Это безмерно богатый источник, происхождение которого уходит в слишком далёкую древность. В такую же древность уходят корнями мексиканские и индийские узоры, часто идентичные вышивкам Русского Севера. А через костры на летнее солнцестояние прыгают даже в Африке. Сегодня такие совпадения это загадка, которая никого не волнует, но я уверена, что корни у этого знания единые. Так же как у всех индоевропейских языков (германские, славянские, романские, иранские, балтийские и др. группы, всего 2,7 млрд человек!) есть общий праиндоевропейский язык. А как быть с тем фактом, что индийские санскритологи в экспедиции по русскому северу понимали без переводчика говор вологодских бабушек, потому что те говорили на чистом санскрите?! Ты прав, по миру разбросаны обрывки чего-то загадочного и очень древнего, транснационального и общечеловеческого. Просто в русской народной культуре сохранилось больше всего следов. Я счастлива что родилась именно здесь и говорю на русском языке.

Чем ты вдохновляешься в работе? Какими художниками или музыкантами? Учеными и артистами? От чего хочется творить? 

Есть такая молодая наука – дизайн человека. Согласно этой системе сфера моих интересов безгранична и я могу вдохновиться чем угодно. Это действительно так. Меня может "накрыть" в любой момент. Сухая трава на снегу или Малявин в Русском музее, ночной Петербург в июне или песня группы КИНО...даже пешеходы в метро могут на секунду выстроиться в узор, который я тут же нацарапаю на салфетке и понесу домой как зеницу ока. У Циалковского есть потрясающая статья "Воля вселенной", очень меня вдохновляет. Она как раз о том, о чем орнамент, о космической логике. Очень тонкая философия. Ну, конечное же, Суриков, Билибин, Васнецов, Эшер, Бердслей, Бакст и всё собрание Русского этнографического музея ... А когда я слышу народные песни в правильном исполнении я просто рыдаю от вдохновения! Честное слово. 

Как ты именуешь сейчас свою фирму, бренд или студию? Где базируешься? Расскажи немного про свой рабочий день и клиентов? 

Мой бренд – это мое имя. Кроме меня никто не может сделать мою работу. Пока что. Когда-нибудь я накоплю достаточно опыта, преодолею своего внутреннего интроверта и начну делиться знанием. А пока на моей визитке написано «Люба Тепцова ornamentы». Все буквы в слове орнаменты латинские, кроме последней «ы». Такой намек на универсальность этого явления и на его корни, ближе всего к которым оказалась русская культура. 

Сейчас у меня есть маленький шоу-рум, голубая гостиная в старинном особняке на Английской набережной в Петербурге. Там удивительная атмосфера - старинные зеркала, много книг, прялки и полумрак. Такой мистический салон, мое место силы. Здесь я рисую, читаю, смотрю на Неву, встречаюсь с теми, кому интересны мои работы. Здесь можно примерить кое-какие вещи, потрогать руками ткани и вышивки. Полистать альбомы с узорами и поговорить о вечном. Моя работа неспешная, для хорошего личного орнамента нужна личная встреча, или как минимум хорошая переписка, в которой устанавливается связь между мной и заказчиком. Слава Богу, тема моя настолько специфическая, что те, кто приходит ко мне, как правило, уже «на волне». 

Орнаменталист Люба Тепцова, работы

Есть ощущение, что ты состязаешься с природой? Подсматриваешь и улучшаешь, если требуется. Как природа создаёт снежинки, не повторяясь в строении кристаллов? Не возникает мысли, что ты продавец снежинок и занимаешься в итоге тем, что заявлял Платон Андреевич в фильме твоего отца? Делаешь работу за того, с нимбом? 

Дима, какой хороший вопрос! Всегда сверяюсь с папиным фильмом, как с инструкцией - не преступаю ли грань? не заражаюсь ли вирусом гордыни? Насколько мое искусство чистое и честное? До сих пор ответ один: только покорное и бескорыстное исполнение высшей воли вселенной, как у Циолковского в той статье. 

А если серьезно, то я православный человек и думаю, что сделать работу за того с нимбом просто невозможно. Это как если бы молоток думал, что он может сам забить гвоздь, без руки человека. Это наивно. На все воля Аллаха, как говорит мой муж.

Спецпроект Изнанка