Фарфор и дерево: стаканы «Спил». Интервью с победителем конкурса «Придумано и сделано в России»

Design BasicDecor продолжает рассказывать о победителях конкурса «Придумано и сделано в России». В категории «Дизайн-прототип» номинации «Посуда» победила Анна Вишневская и ее стаканы «Спил».

Анна, расскажите о себе.

Я участвовала в конкурсе совершенно случайно. Мне просто сказали, что есть возможность подать заявку.

Главное мое отличие от других участников – я не являюсь сотрудником какой-то студии или мастерской, еще не реализовала себя как дизайнер. Я учусь в МГХПА им. Строганова на 4 курсе факультета керамики. Дизайн сервиза я реализовала в рамках практического задания. С этим проектом я и подала заявку на конкурс.

Как вы пришли к занятию керамикой?

Не думаю, что это было сознательно, скорее случайность. Моя знакомая училась на этом факультете. И когда я думала, куда пойти учиться после школы, она мне посоветовала просто прийти посмотреть, что делают студенты. Потом я стала узнавать про Строгановку, о факультетах, специализациях. И за время обучения ни разу не пожалела, что выбрала эту специальность.

Кроме этого, я занимаюсь графикой. Во время выставки «Придумано и сделано в России», в этом же музее параллельно проходила выставка и конкурс молодых художников UNTITLED FOUNDATION, в котором я тоже выиграла.

Я хочу заниматься дизайном для спонсирования себя, а изобразительным искусством для души.

Дизайнер Анна Вишневская

Что вам дает участие в конкурсах?

Возможность заявить о себе, почву для мыслей, возможность посмотреть на себя среди людей, которые этим долго занимаются.

Чего вам не хватает в российском образовании? Что бы вы хотели видеть в своем обучении?

Не могу сказать, что я образцовый критик, который может выявить все недостатки. На мой взгляд, главная проблема в образовании – все пытаются угодить и старому, и новому. В нашей академии есть огромный пласт старых традиций. И многие преподаватели их продвигают.

И вроде как появляются новые течения, которым нельзя не следовать, потому что нужно быть своевременным и актуальным. Но нет. Это вечный конфликт. Студенту на этой почве тяжелее всего – нам приходится в этих рамках играть. Может, это закаливает, но больше напутствия на современный дизайн  было бы лучше.

Плюс, не хватает более продуманных уроков, связанных с новыми 3D-программами и ресурсами, которыми можно пользоваться при проектировке. Не хватает организованных мастерских для 3D-печати. У нас есть принтер, но мало кто знает, как им пользоваться.

С какими материалами еще работаете?

Все виды глин (шамотная, фаянс), каменные массы, фарфор, смеси, полиформальдегид. Я люблю соединять разные материалы, добавляя металл, дерево, пластик и так далее. Это зависит от идеи и объекта.

Если нам, студентам, нужна помощь с каким-то материалом, мы всегда можем подойти к другим мастерам с кафедры мебели, стекла, текстиля и т. д. Они помогут или дадут совет.

У нас есть возможность миксовать, но доминировать всегда должен материал, который является твоим основным. У меня это керамика.

Не могу сказать, какие материалы в работе мне нравятся больше, потому что я не достаточно с ними поработала. Мне не хватает опыта в других сферах. В дальнейшем я буду экспериментировать с другими материалами и не зацикливаться на одном.

Стаканы «Спил», созданные вами, стали победителем конкурса «Придумано и сделано в России». Расскажите, как вам пришла такая идея?

Во время проектировки была гора эскизов, из которых нужно было выделить несколько и сконцентрироваться на них. В тот момент меня вдохновляли строительные формы, мне нравились трубы, их соединения, взаимодействия. А потом я плавно перешла к идее конструктора, и так родился этот проект.

Российский дизайн

По какой технологии сделаны стаканы?

Из материалов я выбрала французский фарфор и дерево, покрытое маслом или прозрачным лаком, чтобы не нарушать структуру.

Технология изготовления такая: сначала была произведена 3D-модель, а затем чертежи. На станке я выточила модель, после доработала вручную в гипсомодельной мастерской и выпилила несколько частей. После была отлита чистовая гипсовая форма, в которую позже заливалась керамическая масса. Сырец обрабатывался, сушился, обжигался, снова обрабатывался и снова обжигался.

Деревянная модель тоже была выпилена по чертежу. Фарфор не обжигается каждый раз одинаково, так как материал очень капризный, поэтому под каждый стакан отдельно выпиливалась подставка. Но тем не менее они очень близки по размеру.

Что вас вдохновляет?

Все, что находится рядом. Нет одного канала, из которого идут задумки.

Еще насмотренность. Например, интернет-ресурс большой, можно без проблем искать работы дизайнеров как российских, так и зарубежных. Но не все идет от дизайна, это идет и от природных форм, изобразительного искусства, скульптуры. Целый пласт идет от авангарда с минимализмом.

Как видите свой путь после института?

Я человек, который не любит смотреть слишком далеко, потому что моя жизнь слишком быстро меняется. Пока параллельно с учёбой я подрабатываю тем, что преподаю в детской художественной школе композицию, живопись и рисунок. И потом я, возможно, попытаюсь найти работу, связанную с моей профессией. Точных планов я не строю. У меня фаталистичный взгляд на жизнь.

Как вы считаете, есть ли характерные черты у российского дизайн.

Мне кажется, что основной пласт пришел из XX века (кубисты и супрематисты). Этот пласт активно развивался, хоть его и критиковали. Но сейчас он самый известный и многие дизайны идут от этого.

Коллекцию можно увидеть во Всероссийскиом музее декоративного и прикладного искусства до 15 февраля 2019 года

Спецпроект Изнанка