Интервью с Анной Рытовой (студия «Новое место»): «Главное в работе – это счастливые клиенты»

Анна Рытова, Новое место

Анна Рытова в проекте «Школа ремонта»

Анна Рытова – руководитель московской студии дизайна интерьера Новое место. Анна работает на рынке дизайна с 2012 года. Ее проект детского сада Монтессори вошел в десятку самых красивых садов в мире. Сегодня «Новое место» проектирует интерьеры для клиентов разного уровня, создавая креативные пространства.

Редакция Designbd.ru поговорила с Анной о том, как молодым дизайнерам пробиться на рынок, что нужно сделать, чтобы начать самостоятельную работу над проектами и стать первоклассным специалистом.

Анна, почему вы решили заниматься интерьерным дизайном?

Анна Рытова: С самого детства я очень любила рисовать, ИЗО было моим любимым предметом. К тому же моя бабушка инженер-электрик. Я все детство наблюдала, как она чертит и просила: «Бабуль, не черти, пожалуйста, унитаз, я его сама нарисую». И на всех планах чертила по офицерской линейке сантехприборы.

Потом бабушка мне предложила: «Я работаю с архитекторами, это такая интересная профессия! Не хочешь ли ты пойти в колледж и стать дизайнером-архитектором?». Мы сходили на день открытых дверей. У меня была дикая эйфория и счастье - я поняла, что хочу этим заниматься. Так все и началось. Пошла на подготовительные курсы, поступила в колледж, 4 года училась там и потом поступила в МАРХИ на 3 курс без экзаменов.

МКАСИ

С деканом и основателем кафедры «Архитектура» МКАСИ на Дне открытых дверей

Что было после вуза?

Я пошла в серьезную архитектурную мастерскую и там проработала полтора года. Попала туда по знакомству – подруга уезжала жить за границу и порекомендовала меня своим начальникам. В этой компании любили брать молодых специалистов и взращивать их.

Какой сейчас шанс у выпускника вуза попасть в хорошее архитектурное бюро?

Шансов много, потому что и большие серьезные мастерские, и Моспроект берут «малышей». Платят за это мало, молодые специалисты не особо занимаются творчеством. Но я считаю, что это необходимый этап в карьере каждого и архитектора, и дизайнера – поработать с маститыми серьёзными архитекторами.

Эта нужная практика, которая не дается при обучении в институте. В вузе как раз учат творчеству. Но в процессе работы ты понимаешь, что не все идеи можно воплотить. По каждой идее надо подумать, как ее реализовать, ведь она стоит денег.

Это не бумажная архитектура – практика позволяет научиться всем тонкостям в оформлении, проработке чертежей, что очень важно. И я вижу путь архитектора-дизайнера именно таким. Это ни в коем случае не двухмесячные и даже не двухгодичные курсы обучения. Это фундаментальная серьёзная профессия, которую я приближаю к медикам.

Невозможно стать хирургом за два месяца, за год, за два года. Для архитектора 6 лет обучения – это минимум. Поэтому надо дальше идти и учиться несколько лет у серьезных авторов.

Когда я училась, Моспроект предлагал особые условия для студентов-вечерников МАРХИ. Они частично оплачивали их обучение. А студенты подписывали контракт на 7–8 лет, о том, что будут продолжать у них работать.

Некоторые ребята пользовались этой историей, потому что не могли оплачивать обучение. Они получали копейки, но также они получали и опыт, участвовали в серьезных проектах градостроительства Москвы. И вносили туда свою лепту.

По поводу того, как устроиться – есть распределение на практике в институте и можно пойти к своим знакомым, к друзьям, а можно распределиться в серьёзные проектные организации. И если ты проявляешь себя, делаешь то, что требуется, они предлагают пойти работать на стажировку.

Проекты Анны Рытовой

Проект загородного дома на Новорижском шоссе

А творчество начинается, когда дизайнер наработал технику?

Все люди разные и разного от своей работы ищут. Многие остаются там работать, им нравится, что они важный винтик в системе проектирования какого-то большого здания. Или переходят в коммерческие, иностранные фирмы. Там зарабатывают больше, но продолжают выполнять ту же роль.

Второй путь – открыть свою студию, как это сделала я. Но делать это надо уже имея опыт, понимая и зная как. Или понимая, где получить информацию, если чего-то не знаешь.

Как вы искали первых клиентов?

Началось все с того, что сначала пришел клиент, потом открылось бюро, и первые полтора года мы разрабатывали объекты для этого клиента. Потом потихоньку стали приходить другие.

Какие сложности встречали при реализации первых проектов?

Понять, как это все в жизни монтируется. Потому что рисовать бумажную архитектуру, делать конкурсные проекты можно до бесконечности, а когда выходишь на стройку – самый большой стресс – начать разбираться, как реализовывать свои идеи.

А что было самое сложное при открытии собственного бюро?

Побороть свой страх. Но не так все, на самом деле, ужасно, как рисует наш мозг. Это боязнь того, что не получится, что останешься ни с чем. Что ничего не заработаешь, что влезешь в долги, не сможешь оплатить аренду офиса. Боязнь сделать что-то не так, что заказчик вообще на тебя подаст в суд, если ты накосячишь.

Это сильно мешает – страх, что не получиться и страх невостребованности, что я не лучше всех, а все лучше меня.

Дизайнер Анна Рытова

Есть ли рутина в вашей работе?

Есть и будет всегда. Начальник на моем первом рабочем месте говорил: «Знай, в нашей работе 95% рутины и 5% творчества». В дизайне творчества больше, поэтому я ушла в эту индустрию. Здесь творчества процентов 40. А 60% - это посчитать плитку, посчитать розетки-выключатели, расчертить, составить спецификации, ведомости…

Потом отправить это поставщикам, которые присылают свой счет, совершенно не похожий на твою спецификацию… С этим приходится разбираться, голова взрывается.

А есть ли рутина в плане ведения бизнеса?

Если ты индивидуальный предприниматель без оформленных сотрудников и каких-то сложностей – в принципе, не особо. Сейчас все банки работают онлайн, не так часто приходится ездить, чтобы заниматься такой рутиной. Есть бухгалтер, который все высчитывает, ты отправляешь, платишь и спишь спокойно.

Как привлекаете клиентов в свою студию?

Давно не привлекаю. Работает сарафанное радио и повторные клиенты.

Вы не занимаетесь PR?

Нет. Единственное, я влезаю в любой PR, если он мне интересен. Если меня приглашают на интервью, мне это увлекательно. Интересно, когда приглашают на телевидение, я участвую в телепроектах, что-то там создаю и это здорово.

А настраивать Яндекс.Директ – эти времена уже прошли. Мне это неинтересно. Любой PR – должен быть в удовольствие, а не для того, чтобы «на следующий месяц мне срочно нужно 5 клиентов, потому что я не могу оплатить аренду».

В каких телепроектах вы участвовали?

3 раза в «Школе ремонта» на ТНТ, в телепроекте «Календарь» давала мастер-класс – делала лампу. И давала интервью на радио.

Как вы попали на ТВ?

Я оставила заявку на сайте телепередачи и отправила свое портфолио. Они сразу сказали: «Вы - огниво огненное, давайте к нам».

Детский сад Монтессори в Подмосковье

Детский сад Монтессори в Подмосковье

Проект детского сада Монтессори

Ваш проект детского садика в 10-ку самых красивых в мире по мнению Монтессори-сообщества. Вы сами подавали заявку на участие?

Нет. Они сами узнали, написали на своих форумах, официальных сайтах и выложили 10 самых красивых. Один из них был мой.

А вы сами участвуете в конкурсах?

Нет. Мне не хочется тратить на это время. У бюро нет возможности сидеть и делать что-то просто так. Если нет работы, можно сидеть и без конца конкурсы рисовать.

Что для вас сейчас главное в работе?

Счастливые клиенты. Когда человек звонит или пишет, что он счастлив и невероятно благодарен за то, что я ему построила, я расплываюсь от счастья, потому что это обозначает мою важность, признание, что я нужна людям и что делаю их жизни лучше, комфортнее уютнее, красивее. Люди каждый день живут в атмосфере, которую я создала.

Если вдуматься в это, то прямо мурашки идут – ты нарисовал, а они потом 10-20 лет в этом живут, и смотрят на твое творение. Ты продолжаешь незримо присутствовать в этом пространстве, потому что ты его спроектировал. И то, как они живут – зависит от тебя. Здесь и ответственность сумасшедшая, и важность, и кайф, что ты делаешь для людей что-то хорошее.

Я работаю со всеми. Месяц назад мне позвонила женщина, которая делала ремонт в квартире 36 квадратных метров с газом. И в этой квартире должна жить она и двое взрослых детей – 15 и 17 лет. У нее очень скромный доход, она одна тащит всю семью, поэтому выбрала самый маленький проект. Я ее взяла с огромным удовольствием и считаю одним из самых знаковых проектов в этом году.

Очень приятно, что мы нужны всем. У меня параллельно как раз было два проекта – особняк на Остоженке и параллельно чертила эту квартиру в 36 метров в Котельниках.

И этот разрыв, что наша профессия нужна всем – и олигарху со зданием на Остоженке и женщине, у которой квартира 36 квадратных метров. И я знаю, что у нее будет хорошо. Что бы она там понаделала сама – неизвестно. Здесь очень важен профессионализм.

Трехкомнатная квартира в Отраде, проект студии Новое место

Трехкомнатная квартира в Отраде

Если требуется изготовить мебель на заказ вы сами ее проектируете или работаете с предметными дизайнерами?

Сама.

Как вы ищете производителей?

По-разному. Сейчас в Facebook очень развито сообщество дизайнеров и можно просто выложить картинку в нужную группу и сказать: «Коллеги, посоветуйте, кто сделает это хорошо?».

Работаете с российскими мастерскими?

По-разному. Есть своя база. Если я смотрю на предмет, и знаю, что это кто-то из своих может сделать, то я иду к своим. В основном, конечно, наши мастера. А кухни могут быть и итальянские. Тумбочку делать в Италии на заказ нерационально. Наши сейчас молодцы, я очень горда тем, что начинают делать российские мастера в связи с санкциями.

Над чем сейчас работаете?

У меня в процессе строительства 5 квартир. Очень люблю эту часть, когда все начинается воплощаться, появляться. И еще мы сейчас чертим двое апартаментов с высокими потолками, лофты и строим 2 дома.

Также я открываю онлайн-школу ремонта ля тех, кто живет далеко от Москвы и для тех, кто в Москве, но не имеет возможности нанять дизайнера. Школа разработана для людей, затеявших ремонт, чтобы минимизировать их ошибки, рассказать, где подложить соломки, сократить информационный разрыв между ними, и теми, кто будет делать им ремонт, дать им квалификацию профессионального заказчика, чтобы они смогли сделать свой ремонт хорошо.

Как выстроить работу, чтобы вести оптимально много проектов параллельно?

Поскольку проект – это долгий процесс, у него много стадий. Если проекты находятся на разных стадиях, то можно вести много проектов сразу. В студии нас трое, и 7 проектов – это нормально. Нужно просто запараллелить их на разных стадиях. То есть пока один заказчик согласовывает перепланировку, садишься за другой проект и считаешь плитку. Пока менеджер тебе делает счет на плитку, ты едешь на надзор.

К тому же, мой офис находится в жилом комплексе. Здесь клиенты и строители меня рекомендуют, а кто-то просто увидел вывеску. И сейчас из 7 проектов четыре квартиры находятся рядом с офисом, поэтому все решается быстро. В любой момент я могу подскочить и решить все вопросы.

Как грамотно выстроить на первых этапах отношения, чтобы «сарафанка» потом работала на дизайнера?

Нужно выкладываться на 250% с каждым клиентом. Нужно создать такой резонанс, чтобы у него психологически сложилось ощущение, что он остался тебе должен. То есть он заплатил тебе 100 рублей, а сидит и думает: «Она работу сделала на 250. Вот этого не было в договоре, а она сделала. А вот тут она сказала, что 3 планировки мне сделает, а сделала 5, и только пятая понравилась». То есть психологически заказчик чувствует себя обязанным, и он бежит тебя рекомендовать. Потому что, во-первых, он очень доволен, а, во-вторых, он хочет сбалансировать кармический долг перед тобой, и друзьям своим он тоже тебя посоветует, чтобы и им было хорошо.

Просто надо любить свою работу. Делать ее хорошо и знать, что тебе всегда может прилететь обратно, аукнуться. И если где-то что-то спустить на тормозах, человек может тебе позвонить через год, и сказать, что у него все плохо – и плитка отваливается, и материалы плохие, и строители плохих ты порекомендовал.

А может сидеть дома и каждый день любоваться интерьером. К нему могут приходить гости и спрашивать: «А кто это тебе так хорошо сделал?»

Отсюда и повторные клиенты, их у меня очень много. Сделали одну квартиру, потом забеременели, семья расширяется, они переезжают и, конечно, они звонят мне. Зачем им пробовать кого-то другого, если есть проверенный человек.

Офис дизайн-студии Новое место

Офис дизайн-студии «Новое место»

Бюро «Новое место» работает 7 лет. Сколько лет вы выкладывались, чтобы сарафанка заработала?

Она начала работать почти сразу. Просто в те времена юбочка у сарафана была маленькая – количественно мало было тех, кто советует. Года 2-3 было тяжело, работы было мало. Был и напряженный момент, и в минус немного поработали. Потом потихоньку все раскрутилось и сейчас проблем с заказами нет.

Что еще хотелось бы делать дальше?

Мне не хочется в принципе расширяться. Я не хочу 50 сотрудников и даже 10 не хочу. Мне хочется делать в комфортном режиме хорошие объекты для смелых заказчиков, со вкусом, готовых тратить деньги на красоту. Это глобальная цель – делать меньше проектов, но больших и интересных.

Но при этом есть социальный долг, ответственность, что если мне еще позвонит женщина с 36 квадратными метрами, я не могу ей отказать. Я знаю, что ничего на этом, по факту, не зарабатываю, получается очень маленькая маржа в этих метрах. А вкладываться в них нужно гораздо больше.

Но при этом я все равно ее возьму, потому что для меня это как долг. Человеку нужен специалист, как я могу ему отказать? Поэтому хочется, чтобы в процентном соотношении было больше интересных объектов.

Из миссии еще есть мысли с моими партнерами по ремонту создать комплексную услугу для человека, покупающего квартиру. Чтобы на момент покупки, он мог прийти к нам и спросить: «Мне эту квартиру выбрать или эту?» Ребята-специалисты смогут сказать о техническом состоянии дома, о розе ветров и т. д.

То есть вести заказчика от самого начала и вплоть до эксплуатации – поменять лампочку, починить смеситель. Чтобы вся их жизнь сопровождалась нами, чтобы они знали, что мы у них есть, и мы в любой момент можем прийти на помощь. Люди обычно принимают ремонт, и потом у них наступает небольшая паника. Дом должен начать жить своей жизнью. Пока все не устаканилось, у него какое-то время будут перебои в связи с электрикой, сантехникой... Люди в этот момент чувствуют себя очень одинокими. Они уже за все заплатили, акты подписали и возникает вопрос «куда бежать?», если что-то работает не так. И возникает стресс.

Хочется все стрессы и боли их закрыть, чтобы они знали, что могут звонить в компанию, которая им это делала, знает весь проект изнутри. Знает ремонт. Знает, если что-то там отвалилось, они могут это легко, быстро и качественно исправить. Знают, где провода все проложены. Это наша большая цель что-то такое создать и вынести на рынок.

Какими качествами должен обладать интерьерный дизайнер, чтобы быть успешным?

Он должен быть очень стрессоустойчивым, терпимым к людям и вообще любить людей. Основная проблема многих – считать, что заказчик враг.

Заказчик не враг. И он просит в миллиардный раз переделать планировку не потому, что хочет над вами поиздеваться, а потому, что хочет, чтобы было хорошо. Поэтому нужно клиентов своих безгранично любить.

Конечно, нужно обязательно обозначить границы, потому что можно так бесплатно чертить всю жизнь. Поэтому требуются выставление границ, безграничная любовь к клиенту, любовь к своей работе, чтобы у тебя глаза горели. Например, когда к тебе прилетает проект в пятницу вечером, а ты уже настроился ехать домой отдыхать. А тебе говорят: «Надо срочно, мы в понедельник едем мебель покупать!». И ты садишься выбирать эту мебель не как наказание, а у тебя в глазах эйфория: «Сейчас я новую суперзадачу решу. Я сейчас за вечер выберу всю мебель, завтра ее всю закажу, и в понедельник она приедет!». Вот такие ощущения от работы нужны.

И любить реализовывать. Очень много бумажных дизайнеров и архитекторов, которые начертили картинки, нарисовали и не ведут авторский надзор. Им все равно. Это только половина дизайнера. Нарисовать как художник можно очень много чего, но если ты не ведешь проект дальше – ты не автор. Никто никогда не доведет проект до конца без тебя так, как ты его задумал.

Все наши проекты – это наши дети. От зачатия до того как в 18 лет он становится взрослым человеком.

Большая боль дизайнеров – обосновать стоимость своих услуг. Как вы работаете с этим?

С тех пор как у меня стало все нормально с заказами, я перестала сильно прогибаться и волноваться.

Раньше я могла согласиться на очень дешево, «лишь бы, лишь бы». Это тоже про границы: чувство собственного достоинства и осознание цены собственного продукта. Есть несколько вариантов закрыть возражения. Клиент приезжает: «Ой, у вас дорого, я видел в интернете, делают за 400 рублей». Я говорю: «Вы на какой машине ко мне приехали?». И люди сразу начинают понимать, о чем идет речь. Я говорю: «У вас “Мерседес”, а не “Шкода”. Если вам нужна “Шкода”, я желаю вам удачи – идите и купите “Шкоду”».

Плюс это уже опыт и количество выполненных работ в портфолио. Это автоматная очередь. Если выписать тезисы и рассказать, как все будет, люди понимают, что они покупают хороший продукт у человека с опытом, а не у дизайнера, который отучился на двухмесячных курсах, не знает, как все это строить, ничего не соображает, и сидит дома и чертит на ноутбуке. И офиса у такого дизайнера не будет никогда.

Что порекомендуете выпускникам вузов. Как им перейти грамотно от теории к практике?

Надо сначала соглашаться на все, делать очень дешево, соглашаться делать знакомым и знакомым знакомых. Предупреждать их – я не мегаспециалист, но я очень хочу научиться. Я выложусь на 500% в вашем проекте, чтобы научиться. Делать какие-то конкурсные работы, идти к кому-то работать помощником. Набираться опыта на практике и у опытных людей, читать, участвовать в сообществах, спрашивать.

Сейчас у нас очень обширная аудитория дизайнеров в соцсетях, и можно задавать даже самые глупые вопросы в сообществах, форумах. Есть например, группа «Ошибки дизайнера». Что туда люди только не пишут! Ну да, 2-3 человека скажут, что ты тупой, а один придет, и скажет, как надо. И поможет, и даст инструменты и людей, которые могут это выполнить.

Что порекомендуете читать?

Все подряд. Только не желтую прессу.

А смотреть?

Красивые фильмы с красивыми интерьерами.

Первый сериал, который надо посмотреть – это «Аббатство Даунтон». И просто наслаждаться картинкой и людьми. Там красиво все – души, интерьеры, отношения, наряды, пейзажи…

Черпайте вдохновение во всем. Я очень много вдохновения черпаю в путешествиях. Это на кончиках пальцев – не просто: «Ой, красивый стул. Сейчас приеду и такой стул поставлю себе в проект». Это состояние, расширение границ и собственных рамок, что необязательно в каждой спальне у стены должна быть кровать и две тумбочки.

Парк Кинта де Регалейра в Синтре

Парк Кинта де Регалейра в Синтре

Какой, на ваш взгляд, самый интересный дизайнерский объект?

Из свежих впечатлений – есть ландшафтный архитектурный объект в Португалии. Парк Кинта де Регалейра в Синтре. Это комплекс с дворцами, переходами, тайными закоулками. По легенде его строили масоны, тамплиеры и алхимики. Он совершенно невероятный, весь заросший мхом. Там все очень мистическое и будто из сказки.

И там же стоит нереальной красоты Дворец Пена, не похожий ни на один другой дворец в мире.

Какие дизайнеры прошлого и настоящего вас вдохновляют?

Их очень много. Это все, что мы учили в институте. Я вообще люблю все стили, поэтому мне трудно кого-то выделять. Мне нравится готика, арт-деко… Меня вдохновляют больше какие-то объекты, нежели авторы.

Компании

Дизайнеры

Спецпроект Изнанка 2.0