Коллекция принтов «Свободная геометрия». Интервью с победителем конкурса «Придумано и сделано в России»

15 февраля в Центре моды и дизайна D3 Всероссийского музея декоративно-прикладных искусств завершается выставка работ, представленных на конкурс «Придумано и сделано в России». В категории «Текстиль для дома» номинации «Дизайн-прототип» первое место заняла коллекция принтов «Свободная геометрия».

Редакция портала Design BasicDecor поинтересовалась у автора Анны Семеновой, как рождаются текстильные проекты, что происходит сейчас в российском дизайн-образовании и что такое «российский дизайн».

Анна, расскажите о себе

Я заканчивала кафедру художественного текстиля Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, где сейчас и преподаю. Сейчас академия выпускает дизайнеров, мы стали ближе к этой области. В связи с чем я периодически выполняю какие-то творческие проекты.

Увлекаюсь каллиграфией (учусь в Центре искусства каллиграфии «От АЗА до ИЖИЦЫ», Санкт-Петербург). В принципе, проект «Свободная геометрия» и возник из каллиграфических упражнений. Всегда интересно начинать с какой-то идеи, доводить ее до конца, видеть результат.

Почему решили заниматься текстильным дизайном?

Мне всегда был интересен текстиль. Интересно идеи переносить на текстильную поверхность.

Любовь к текстилю – внутренняя потребность. Меня всегда интересовал батик, когда научилась компьютерной печати, стала применять ее. Остальные области, начиная с художественной школы, все рисунки и объемно-пространственные композиции, станковые композиции – мне всегда эти работы давались с большим трудом.

Дизайнер Анна Семенова

Вы работали в составе какой-то студии или выполняли заказы самостоятельно?

Текстильных заказов у меня больших нет. Основное направление моей деятельности сейчас –преподавание.

Вы обучаете текстильному дизайну. По вашим наблюдениям, что наиболее сложно для вчерашнего студента?

Ну, в какой-то степени войти в профессию, если это касается дизайна. Мы пытаемся решать эту проблему – у нас организовано сотрудничество с производствами, студенты проходят практику. Затем мы ввели в программу создание текстиля с помощью компьютерных программ. На мой взгляд, нам нужно больше контактировать с производством и реальными заказчиками, чтобы у студентов было больше практики в этом направлении.

Многие дизайнеры говорят о недостатке знаний в области менеджмента и маркетинга после выхода из вуза…

Есть такой момент. Мы его осознаем. И по мере возможностей решаем

На каком уровне исходит инициатива повысить качество образования в этом направлении?

Внутри вуза, внутри кафедры даже. Преподаватели понимают, что нужно двигаться в этом направлении.

Как вы думаете, мы придем к западной форме образования?

Когда-нибудь да. Мы двигаемся в этом направлении, и пути назад нет.

Что нужно, чтобы ускорить этот процесс?

Наверное, больше каких-то стажировок на реальных предприятиях. Делать больше реальных заказов. Тогда это будет отражаться на обучении. Обучение будет рассчитано на реальность.

Вернемся к конкурсу. В номинации «Дизайн-прототип» в категории «Текстиль для дома» победила коллекция принтов «Свободная геометрия». Как пришла идея?

Возможности каллиграфии – это очень большой пласт именно в дизайне. Началось все с простейших упражнений для кисти. Они обладают широким декоративным потенциалом  из треугольников можно составить целую орнаментальную плоскость.

В какой-то степени это был эксперимент. И он получился.

Коллекция принтов

Как проходит процесс от задумки до воплощения в реальный текстиль?

У всех по-разному. Мне все-таки ближе сначала создавать руками что-то. Все-таки я училась в то время, когда все делали руками.

Поэтому сначала идет ручное рисование. Потом делаются эскизы до чистового варианта. У меня была отрисована эскизная часть в большой формат, потом все отсканировано, вычищено или прорисовано уже в компьютере.

Затем идет подготовка к печати, настройка цветов, технические нюансы, выбор ткани, пробники, чтобы посмотреть, как это печатается на разных тканях, и процесс производства самой ткани.

На каком этапе проходит выбор ткани?

Вы смотрите глобально на этапе задумки, для чего выполняется проект. Если ткань идет в интерьер, то это один материал, который может быть плотным, с ярко выраженной фактурой. Если предполагается создание ткани для одежды, то другой, более легкий, пластичный. Проблема еще в том, что в Петербурге не печатают на натуральных тканях, только в Москве. Поэтому сразу идет разграничение по географии производства.

Все задумывается сразу в голове. Но саму ткань можно рассматривать уже в процессе изготовления. Например, если это атлас или шелк, который должен блестеть, то просто идет выбор фактуры или нюансов.

Для кого создана ткань «Свободная геометрия»?

Наверное, для современного человека средних лет, 35-45. Для минималистического чистого интерьера.

Яркий принт в интерьере

Вы часто принимаете участие в конкурсах?

Да нет, просто увидела этот конкурс, была изначальная задумка, нарисованы когда-то эскизы, и теперь я довела их до конца.

Для вас было неожиданностью выиграть?

В принципе, да. Это было стимулом доделать проект в материале.

Студенты часто принимают участие в конкурсах?

Сейчас да, появились текстильные конкурсы, раньше их не было. В основном, участвуют в российских инициативах.

Что дает участие в конкурсе?

Участники выигрывают стажировки. Видят себя в отношении других дизайнеров, и это большой плюс – появляется уверенность, осознание, что они могут. Многие студенты стараются занять небольшую нишу, производить, продавать, создают небольшие мастерские.

Куда после вуза может пойти работать текстильный дизайнер?

Сейчас есть компании, которые набирают текстильных дизайнеров для разработки принтов. В Петербурге я знаю, что такие вакансии есть у OGGI, Concept Club, Zarina.

В основном это Fashion-индустрия?

Да. В области декоративного текстиля для интерьера  это работа в качестве дизайнера штор.

Конкурс положил начало Галерее российского дизайна. Дайте определение термину «Российский дизайн».

С одной стороны, сейчас говорят о самоидентификации того же дизайна. С другой стороны, мне кажется, если речь идет о самоидентификации, тогда это должно быть ярко выражено и легко узнаваемо. Я ознакомилась с конкурсными работами, видно влияние текстиля авангарда: Л. Попова разрабатывала ткани, В. Степанова, А Родченко... Российские текстильные дизайнеры бессознательно апеллируют к работам авангарда, черпая в них вдохновение и новые решения.

Традиция должна выражаться через современность.

Победитель конкурса

Какими качествами должен обладать дизайнер, чтобы быть успешным?

Уверенностью себе, в первую очередь. Тогда и трудоспособность будет, и уже все к этому приложится. Не будет сомнений, и дизайнер будет идти по выбранному пути.

Спецпроект Изнанка