Интервью с Игорем Куркиным: «Дизайнер должен научиться говорить Нет!»

Игорь Куркин – дизайнер интерьера и декоратор, член Союза Дизайнеров и Архитекторов, блогер. В 2018 году Игорь стал участником ТОП-100 AD Россия. Десятилетний стаж работы позволяет Игорю делиться своим опытом как с начинающими, так и с практикующими дизайнерами.

15 ноября в 20:00 Игорь Куркин проведет бесплатный вебинар, на котором последовательно расскажет об ошибках дизайнера при перепланировке.  Спикер подробно рассмотрит, из-за каких мелочей может рухнуть проект, что нельзя делать по закону и как понять, что же нужно заказчику.

Накануне вебинара редакция Designbd.ru поговорила с Игорем Куркиным, о чем забывают в разработке планировки даже самые опытные дизайнеры, где черпать вдохновение и знакомиться с трендами, какими качествами должен обладать дизайнер, чтобы добиться успеха и многом другом.

Игорь, как вы пришли к интерьерному дизайну?

Игорь Куркин: Мужской путь в эту профессию тернист и отличается от пути женского. В моем случае с начала 90-х годов у меня был торговый бизнес, существующий и сегодня. Но архитектура и дизайн в частности были моими двумя большими любовями, которыми я болел лет с 16-18.

Мне все это безумно нравилось. И к тому же я был влюблен в девушку, которая поступала в МАРХИ. У меня не было финансовой возможности заниматься рисунком. И поэтому я пошел на экономический факультет, по той простой причине, что математика была дешевле частных занятий рисунком. Так, первая любовь, в конце концов, выросла в профессию.

Я начал делать что-то для себя. Сделал свою первую квартиру, затем вторую. Квартиру родителей и квартиру сестры, построил дом… Потихоньку мои друзья и знакомые, видя, что я делаю себе, спрашивали совет. Потом кому-то я помог сделать ремонт целиком, считая, что это просто ремонт, а не дизайн.

Мне казалось, что я просто получаю удовольствие. Но я все-таки был человеком занятым.  И когда ко мне стали обращаться друзья друзей совершенно незнакомые, я не смог бесплатно уделять этому время, это было бы в ущерб моему бизнесу.

Я сказал: «Я не могу все это делать бесплатно. Давайте, вы мне что-то заплатите, а я вам помогу». И заказчики щедро платили. И когда я первый раз получил деньги, я удивился: «Дизайн мне доставляет такое громадное удовольствие! А люди еще и деньги за это платят…».

Потихоньку, больше на автоматическом уровне, я стал развивать это направление. Постепенно дизайн стал отнимать очень много времени, больше, чем моя основная работа. И финансово, в принципе, было довольно интересно. Поэтому у меня появилась возможность посвятить всего себя своему любимому делу. 

Архитектор Игорь Куркин

Вы получили потом профильное образование?

Я не имею профессионального российского образования как дизайнер. Образование заочное с очной сдачей экзамена я получил в Миланском техническом университете (Politecnico di Milano) по специализации «Дизайн жилой среды, дизайн интерьера». Основная моя  деятельность – частные жилые интерьеры. Но в последнее время я начал заниматься и HoReCa  – ресторанами, магазинами и т. д.

Высшее экономическое образование помогает в работе?

Высшее образование, любое, обязательно, если ты хочешь грамотно общаться со своими заказчиками. По крайней мере, для людей, которые собираются работать на высоком уровне. Высшее образование дает широкий кругозор и при правильном понимании – умение пользоваться литературой. Высшее образование это полезно.

Что для вас в начале карьеры, как дизайнера интерьера, было сложнее всего?

Общаться с заказчиком и называть цену.

Как справлялись?

Очень тяжело. Не называл. Первым 2-3 заказчикам, которым  я профессионально делал коммерческие проекты, честно говорил о том, что я не знаю, сколько это будет стоить. Сколько дадите – тому я и буду рад. Но всегда заказчики оставались довольны. И я получал всегда больше, чем та сумма, на которую я рассчитывал. 

Что для вас сейчас главное в работе?

Удовлетворение, причем не финансовое.  Об этом я думаю в самую последнюю очередь. И это, наверное, минус, потому что как бизнесмен я не должен думать так. Но до сих пор для меня главное - получение эстетического удовлетворения от того, что я сделал.

Недавно я получал мебель, которую делали по моим эскизам для заказчика со сложными вкусовыми пристрастиями. И здесь я очень боялся. Я видел производство, как ее изготавливали, как она выглядит в несобранном виде. А сейчас мы все получили, поставили, и это восторг! Я абсолютно воодушевлен энергией, потому что я получил тот потрясающий результат, который видел. Но я с него ничего не заработал, потому что мне интересно было эту кровать сделать и туда поставить. От заказчика я за это не получил ничего. Он просто оплатил стоимость изготовления этой вещи.

Вы работаете как самостоятельный дизайнер или у вас есть студия, помощники?

Как самостоятельный дизайнер я работал до этого года. В этом году я привлек в команду студию Елены Тихоновой Cameleon Interios, не на правах сотрудника, а на правах партнера. Сейчас мы работаем с ней совместно.

Но есть и мои собственные проекты, которые я веду от своего имени. Пока я не понимаю, как мы это будем организовывать, но вероятнее всего, студия совместно с Еленой Тихоновой у нас появится. На данный момент ее нет, хотя два больших совместных проекта мы уже ведем.

Вы полностью ведете проект: занимаетесь черчением, визуализацией?

У меня с визуализацией очень сложные отношения. Я визуализацию не люблю и редко ее самостоятельно делаю. У меня очень предвзятое отношение к ней.  Я считаю, что это огромное подспорье для начинающих дизайнеров и декораторов, они могут показать свое виденье заказчику еще до реализации проекта. 

Но основные мои клиенты приходят по сарафанному радио. То есть это люди, которые видели мои работы вживую и имеют некий кредит доверия к моей работе. И визуализация – это скорее мой стопор, особенно на длительных проектах.

В частности, я работаю с загородными домами, срок реализации которых от года до двух лет. Визуализация, сделанная на начальном этапе, и полюбившаяся заказчику, для меня становится камнем преткновения на финишном этапе. Как правило, мне хочется привнести что-то новое, по-другому раскрасить, добавить другой декор, добавить другие цвета. И бывает сложно объяснить заказчику, почему он заплатил за эту картинку, а я ему в итоге делаю совершенно другую.

Поэтому я предпочитаю ручную подачу.  Как правило заказчики соглашаются. В процессе работы мы делаем скетчи, сначала черно-белые, потом я делаю большие акварельные отрисовки. Их я делаю самостоятельно или привлекаю художников, которые мне это отрисовывают. 

Но проекты по HoReCa без визуализации не обходятся, там это необходимо. И одной из причин, по которой я взял в партнерство Елену, в том, что Елена тот дизайнер, который на «ты» с компьютером и визуализацией. И на быстрых проектах это хорошее подспорье – быстро дать клиенту информацию о том, как будет выглядеть итоговый продукт. 

По поводу чертежки. Чертежку я делаю самостоятельно. Черчу все, кроме корпусной мебели. Сложную корпусную мебель чертит специально обученный технолог, как правило, технолог производства.

Административной работой, связанной с бизнесом, тоже занимаетесь вы?  

Так как я не веду большое количество проектов, в год у меня их 3-4, то с бухгалтерией я справляюсь самостоятельно. Если будем расширяться, буду привлекать сторонних сотрудников.

У вас большой опыт работы. Приходится сталкиваться с рутиной?

Нет.  Меня целиком и полностью поглощает проект, причем настолько, что часто отрывает от моей семьи. И каждый раз, когда я кидаюсь во что-то новое, я кидаюсь туда с головой. Рутиной назвать это не могу. Даже строительные этапы, когда приходится ходить в резиновых сапогах и все контролировать, для меня – музыка.

Союз Дизайнеров и Архитекторов

Какими каналами продаж своих услуг вы пользуетесь?

Основной канал – сарафанное радио. В последнее время часто клиенты приходят из Instagram.

Неплохим подспорьем являются публикации, но это не прямая продажа, а способ доказать клиентам свою компетентность и профессиональный уровень. Например, в данный момент мы делаем кафе, собственником которого является иностранный заказчик. Ему было очень важно зайти в интернет, забить фамилию и увидеть кучу статей с упоминанием меня или мои интервью.

Назовите три главные ошибки, которые совершают даже опытные дизайнеры в работе над планировкой.

Первая ошибка, которую  я часто вижу и у своих стажёров, и у своих коллег – не осевые планировочные решения. Люди думают не осями, не направлениями движения, а объемами. Выстраивается объем комнаты, в которую нужно вписать мебель, а как будут расположены двери, каким образом будут направлены потоки движения в этом пространстве, дизайнера мало волнует. Все стараются свои интерьеры сделать фотогеничными, но не волнуются о том, как заказчик будет взаимодействовать с этим пространством. Важна только красивая картинка.

Вторая ошибка – присоединение балконов и лоджий не в соответствии со СНиПами и нормативами. Например: перенос отопления на балкон, что недопустимо, вне зависимости от утепления, демонтаж подоконных блоков, которые являются частью несущих конструкций, монтаж внешнего блока кондиционера на фасад без согласования и так далее.

Дизайнер – продолжение архитектора, поэтому важно делать свое дело, не в ущерб другим. То, что задумал архитектор, мы не вправе портить. Да и с градостроительной точки зрения, внешние блоки кондиционеров, размещенные как попало на фасадах исторических зданий, уродуют наш город.

Третья ошибка – перенос влажных зон над жилыми зонами ниже лежащих этажей, что категорически запрещено.

К тому же, существуют серьезные мелочи штробления горизонтальных штроб для прокладки канализационных труб и труб водоснабжения, а также электросетей в несущих конструкциях.

Как вы выводите заказчика на то, чтобы он сказал, что он действительно хочет?

Может мне посчастливилось, но я не встречал людей, которые не знают, чего они хотят. Я встречал массу людей, которые не знают, как выразить свои мысли.  Но мы все сделаны из одного теста.  И социокультурные скрепы в России одинаковые. Поэтому, все наши хотелки похожи, и наш заказчик хочет всего того же, что хотим и мы.

Просто есть люди, которые привыкли жить более приватно, и им нужны интимные пространства, а кто-то любит жить открыто. Нужно всегда исходить из состава семьи, и прежде чем приступать к работе над проектом, пообщаться с людьми и узнать, каков у них быт.

Есть особенности социокультурные. Когда я работал с кавказскими заказчиками, для меня составляло некоторую сложность незнание того, что кухня должна быть изолированной. Это связано с  тем, что традиционно для проведения встреч и праздников в доме ортодоксальных семей должна быть мужская комната, как правило, гостиная, и женская – кухня, где женщины сидят за отдельным столом. Таким нюансам нужно уделять внимание.

В данный момент, я занимаюсь проектом, на котором люди трижды поменяли дизайнера. Я стал четвертым. Три дизайнера слетели с хорошего проекта по одной единственной причине – они пытались реализовать собственные амбиции в рамках существующей планировки, и пытались подать ее максимально выигрышно. Но при этом не учитывали сложных взаимоотношений внутри семьи и потребности в интимном пространстве у одного из заказчиков. И после того, как мы поговорили с людьми по душам и обсудили, как же хочется, чтобы все было, причем не совместно с мужем и женой, а по отдельности, только тогда стало понятно, почему не срослось с предыдущими дизайнерами.

Если заказчик очень просит нарушить нормы СанПиН, дизайнер должен идти на поводу?

Дизайнер должен помнить, что если он нарушит нормы, то отвечать он будет не перед заказчиком, а перед законом.  И это всё расставляет на свои места.

Кто должен проходить все инстанции в сложных случаях планировки: дизайнер или заказчик?

Дизайнер должен оказать помощь, подготовить документы и так далее. Часто наши регистрационные органы недружественны к перепланировке, не по причине ее неверности или каких-то нарушений, а по причине коррупционной составляющей. Поэтому есть специально привлеченные компетентные люди, которые могут повлиять на скорость принятия решения и лояльность. 

Но, в любом случае, когда мы выстраиваем планировку, нужно учитывать, что если унитаз в нашей квартире расположен над ниже лежащей спальней квартиры, ни один даже самый опытный помощник даже за большие деньги вам продвинуть это не сможет.

Как найти этих помощников?

Это частные компании, в том числе, архитектурные мастерские. Они оказывают такие услуги и находятся в открытом доступе. Они помогают ускорить процесс, и вам не приходится бегать и собирать огромное количество бумажек.

Как часто меняются нормы СанПиН?

Последние изменения были три года назад. Изредка меняются параграфы и положения, но обычно связано это с появлением новых уникальных зданий. Нормы меняются под них, вносятся поправки и корректировки.  Например, построен комплекс Москва Сити, где нет открывающихся окон, где вытяжные системы вентиляции, где сложная система пожаротушения и т. д.  

Дизайнер должен следить за этими изменениями?

Я считаю, что дизайнер должен знать базовые положения. Дизайнер и перепланировка – это как автомобилист за рулем. Мы же не проходим переаттестацию раз в год, но при этом знаем, что означает знак «Кирпич» или как действовать перед пешеходным переходом, знаем, как действуют сигналы светофора. Здесь та же самая история.

Речь идет не о сложных инженерных проектах, а проектах локального жилья, например, квартир. Дизайнер обязан основываться на здравых нормах, которые существуют, и знать основные положения в случае каких-то серьезных решений с вмешательством в несущие конструкции, а также с серьезным вмешательством в инженерные системы дома. Необходимо привлекать технолога, который знает эти нормы досконально. Это вопрос компетентности технолога, а не дизайнера.

ТОП-100 AD Россия

И еще немного о вашей деятельности. Вы ведете блог. О чем он?

Лучше всего на свете продается предельная честность и откровенность. Я веду свой Instagram, но пишу не про свою работу, не про свою жизнь отдельно, я не продаю там себя. Я просто показываю чем я живу, что меня интересует, в чем мои скрепы, где черпаю вдохновение, где делаю покупки, как веду свою работу.

Часто к проектам я прикрепляю отдельный хештег. Мои заказчики к этому привыкли. Они могут наблюдать удаленно за своим проектом, просто подписавшись на хештег. Каждый раз новая информация появляется в моих Stories и постах, и они видят, что происходит с проектом на данном этапе.

А откуда возникла такая идея?

Это моя собственная идея. Никто мне не предлагал этого, просто мне показалось, что так удобно. Мы же все немножко эксгибиционисты, потому что жизнь такая. То, что ты не сфотографировал, того не было. И с другой стороны, есть чем похвастаться, когда выкладываешь этапы своей работы.

Вы часто делаете обзоры выставок

Это было моим отдельным желанием. Я их посещал достаточно много и часто, редко пропускал что-то интересное. Но до прошлого года я этих обзоров не делал. Мы собирались в частном кругу, я что-то рассказывал и показывал, делился своими собственными находками. А затем я понял, что люди пользуются этой информацией, а я не готов делиться ей бесплатно. Журналы освещают только то, что проплачено или что интересно редакции. А я прихожу на выставки и снимаю то, что интересует меня.

Я принял решение, что я хочу это все показать. На следующий день после завершения выставки я провожу вебинар, где показываю свое видение этой выставки, трендов, даю свой собственный анализ и ретроспективу того «почему», «что» и «как».

Выросло уже целое новое поколение ребят, которые мыслят совершенно по-другому, свежими, новыми и классными идеями, но при этом у них нет насмотренности. Невозможно войти в зал импрессионистов и понять их творчество, не видя до этого искусство ренессанса. Так и здесь. Как понять, что Филипп Старк - это круто, а вот что-то другое - не круто.  Поэтому, я пытаюсь восполнить эти пробелы.

У нас возможности появились довольно поздно. Первые выставки русские дизайнеры начали посещать в конце девяностых – в начале двухтысячных годов, а индустрия развивалась достаточно давно. Весь дизайн середины XX века, на котором построено современное видение дизайна, не знаком 20-летним и 30-летним авторам. Они видят эти продукты первый раз, и им кажется, что это сверхъестественное, новое и невозможное. При этом они не понимают, откуда растут ноги, и как это будет трансформироваться. И мне очень приятно восполнять эти пробелы такими обзорами.

Какие еще выставки, кроме Милана и Maison & Objet вы посещаете?

IMM Cologne. К сожалению, не был на High Point Market, но очень хочу. Мне очень нравится американский дизайн. Американцы – невероятные дизайнеры и декораторы, при этом про дизайн там очень мало. Дизайн – не про то, как выглядит, а про то, как работает. А это история про европейцев, а не про американцев. Но при этом, мне очень интересно американское видение. Респектабельный американский стиль дико популярен сейчас, и я часто в нем работаю. Он часто импонирует заказчикам, и мне хотелось бы это увидеть.

Где лежат источники понимая трендов?

Понимание трендов – это ярмарки искусства. Art Bazel, Design Maiami... Как истоки русской литературы лежат в классике, так истоки дизайна лежат в классике. Все развивается волнообразно. Если в прошлом году на пике популярности были 70-е и 60-е, то вот сейчас в моду входят 80-е, а 90-е – будущий тренд. Ничего не меняется. Все остается. Все идет и развивается как и раньше.

Вы следите за российским предметным дизайном?

Так как я сам немножко занимаюсь предметным дизайном, я вообще стараюсь не следить. Дело в том, что я жадный и очень завистливый человек. И если вдруг кто-то делает что-то, от чего я схожу с ума, и что мне дико нравится, тогда у меня очень сильно портится настроение.

Но естественно, я не могу в информационном поле пропускать какие-то вещи. Мне безумно нравится, что делает Оля Энгель, и я считаю, что за этим человеком большущее будущее. Мне очень нравится, что делает Елизарова. В основном направлении нравится то, что думает Дима Логинов.

Игорь Куркин - дизайнер и декоратор

Назовите три основные боли дизайнера интерьера?

Низкие потолки, маленькие окна и вид из окон. Можно все объединить в одну боль – негармоничные пространства. Для меня, как для дизайнера, важно в каком континууме находится то, что я делаю. Пока я не увижу то, что видно из окон, я вообще спланировать ничего не могу. Многие работают, имея поэтажный план. Но я так не умею. Мне нужно сначала посмотреть на пространство, как оно освещено, какого оно объема, какие там потолки и какой высоты жильцы интерьера. И только после этого я могу приступить к работе.

Но пространство за окном не поменять. Что делать?

Если за окном находится свинарник, а заказчик желает рококо, то я отказываюсь от этого проекта по той простой причине, что если человек приобрел себе жилье с видом на свинарник, то на рококо у него, вероятнее всего, денег не будет.

А если он получил его в наследство?

Это не снобизм, но когда люди обращались ко мне, то они шли у меня на поводу, прислушиваясь к моим эстетическим пристрастиям. Когда я работал над однушкой в Марьино, заказчица хотела неоклассику. Но квартира находилась на 4 этаже, и под окном вечно заплёванный козырек с окурками. Да и вид за окном не ахти. А шторы все равно хочется распахнуть, чтобы пустить солнечный свет в квартиру.

Я ей объяснял, что неоклассика с антуражем за окном не будут сочетаться. Доказал свое видение этого пространства, и заказчик пошла на уступки. А сейчас, находясь в квартире, она говорит: «Это мое любимое жилье. У меня не происходит диссонанса с пространством. Мне здесь комфортно и красиво. Мне здесь хорошо».

Какими качествами должен обладать интерьерный дизайнер, чтобы быть успешным?

Я не смогу ответить на этот вопрос обще, за всех. Но могу рассказать о себе. Нельзя наступать на горло собственной эстетике, нужно уметь отказывать. Нужно научиться говорить "Нет".

Очень важно иметь внутренний стержень и понимание своих эстетических пристрастий, через которые вы не переступите. Они могут меняться, эстетика может меняться, все происходит в развитии.

Мы как вода, течем и изменяемся. Но должна присутствовать цельность и гармоничность. Если вы – олицетворение собственной эстетики и живете так, как пропагандируете это заказчику, вы не становитесь инструментом в руках у заказчика. Дизайнер – творец. 

Часто путают понятия «дизайнер» и «прораб». Многие считают, что дизайнер – человек, который будет выполнять все хотелки и реализовывать мечты заказчика, причем в рамках его эстетических пристрастий. Это совершенно неправильно. И это российская история.

За рубежом каждый дизайнер пропагандирует собственную эстетику, и когда заказчик приходит к дизайнеру, он приходит, чтобы купить мечту по такой эстетике.  Новое жилье – новая жизнь, о которой семья всегда мечтала, и которой не было.  И дизайнер является олицетворением новой жизни, того образа жизни, которую он пропагандирует. И заказчик приходит к нему за этим в первую очередь.

Нужно быть цельным и не наступать на горло собственной песни в рамках проекта.

 

Спецпроект Изнанка 2.0