Студия iM: вектор направления российского дизайна

Студия предметного дизайна iM, Иван Ходырев, Маргарита Казарина

Студия предметного дизайна iM, Иван Ходырев, Маргарита Казарина

Студия предметного дизайна iM основана творческим дуэтом – Маргаритой Казариной и Иваном Ходыревым. iM разрабатывает предметы интерьера и арт-объекты с 2013 года. В 2016 году Иван Ходырев запустил проект «Коллекция» - альманах о российском дизайне.

Design BasicDecor: Почему решили заняться предметным дизайном? 

Иван Ходырев: Для нас всегда была не чужда эта история. Марго – художник, а у меня отец –архитектор, и для меня это не что-то кардинально новое. В какой-то момент, когда мы въезжали в новую квартиру, нам понадобился стол и мы не нашли подходящей модели. В итоге сделали его сами. И как-то потянулось, что мы сначала делали вещи себе, а потом и другим.

Коллекция Atli, студия iM

Коллекция Atli

Почему выбрали такое название?

И: Мы тогда придумывали имя для мальчика. Им – был один из вариантов. Это не первые буквы наших имен. Просто буквосочетание.

А первая маленькая i – тоже не с айфоном связано…

Маргарита Казарина: Мы оба на букву М – я, Маргарита, а Иван – Мороз. Это его давнее прозвище. И мы подписывались одно время двумя буквами «М» или «М и М». Но, чтобы это не выглядело как M&M, мы ставили i… Потом одну «М» убрали.

Конструктор ono, студия iM

Конструктор ono

У вас очень разные объекты – игрушки, светильники, мебель из металла, камня, дерева… Как вы приходите к изделию?

И: Идея первична всегда. Сначала что-то придумывается. Но сейчас планируем структурировать этот процесс, потому что когда начали делать мебель, пришли к выводу - нужно создавать коллекцию сразу: стул, стол, барная стойка…

Поэтому мы сейчас накапливаем идеи, они уже есть и дальше будем подходить комплексно.

Перед тем как начинать что-то создавать, вы просчитываете экономическую модель?

И: Мы отказываемся от этого. Коллекционные вещи создаются только как коллекционные и не надо делать их серийными, потому что нет такого спроса.

Светильник Yggdrasil, студия iM

Светильник Yggdrasil

На кого рассчитаны коллекционные объекты?

И: На эстетов, которые с вещами ощущают связь.

Вы видите, в каком стиле это будет?

И: Нет, мы вообще не привязываемся к стилю интерьера. Потому что стиль - вещь переменчивая. В последние годы популярен лофт, но он уходит и что будет вместо него, пока не понятно. Одно из мнений, что это приходит направление «Мэмфис» - яркий, контрастный. Минимализм будет присутствовать все равно, но не в лофтовской манере.

Мы же делаем вневременные вещи.

Светильник «Двери восприятия», студия iM

Светильник «Двери восприятия»

Вы делаете все вдвоем или привлекаете команду?

И: У нас есть команда, которая занимается непосредственно деревянным производством. Есть люди, которые делают вещи на аутсорсе. Есть постоянная команда, которая работает с металлом.

Как вы находите этих людей?

И: Мы постепенно собирали и сейчас подобрали очень хорошую команду. Мы придумываем предмет, ищем, как его производить. Продумываем материал, который нам нужен и ищем, кто работает с этим материалом. Постепенно так и нашли постоянных подрядчиков по разным типам материала.

Они находятся на территории Москвы и МО?

И: Нет, не обязательно. Деревянное производство вообще в пермском крае

Светильник Quattro, студия iM

Светильник Quattro

Говорят, самая лучшая работа – это хобби? Это про вас?

И: Мы так и сделали - взяли свое хобби и превратили его в бизнес. Сейчас мы его настраиваем, чтобы вообще в кайф было.

Что было самое сложное, когда вы запустили свой бизнес-проект?

И: Сложно было отказаться от источников финансирования своей жизни. Когда стартовал iM, у нас были источники дохода. Получилось, что в какой-то момент мы поняли, что не мотивированы сделать из этого работающий бизнес. Есть деньги, и нет ощущения, что если мы сейчас не сделаем объект, то нам нечего будет есть. Стало понятно, что это порочная практика. Пришлось нырнуть в дело с головой. Был тяжелый период порядка 2 лет.

Что самое важное в работе сейчас?

И: Удовольствие. Мы делаем то, что нравится. Нравятся продукты, которые создаем. Драйвит, что есть люди, которые их покупают. Это значит, что продукты нравятся не только нам, и есть признание.

Светильник из веток, студия iM

 

Если вы произвели продукт, он вам нравится, есть ли шанс, что через какое-то время вы в нем разочаруетесь? А потом к вам обратится клиент с просьбой выпустить большую партию.

И: Такое происходит постоянно. Но мы совершенно не переживаем по этому поводу. Если мы охлаждаемся к продукту, к тому моменту он уже стоит на каких-то рельсах, которые позволяют воспроизвести его без моральных жертв.

Мы знаем, что продукт хороший, мы помним свои ощущения от момента создания. Просто уже время прошло, у нас появились другие интересы. Например, как в случае со светильниками из веток. Мы уже давно не делаем сами по своей инициативе. И то, что есть – сделано в 2012-2013 году, но заказы на них поступают регулярно.

Подсвечник, студия iM

Подсвечник

Что вы считаете для себя рутиной?

И: Соцсети. И еще какие-то деловые коммуникации, связанные с административной частью, ритейлом, администрирование продаж. Этим должен заниматься человек на постоянной основе и с глубоким погружением.

Вы открываете шоу-рум. Что будет представлено?

И: Пока он маленький, объектов 20, на двух уровнях. Когда будем производить больше мебели, возможно, будем и шоу-рум расширять.

Сейчас пока берем под свет и какие-то мелочи предметного характера.

Настольная лампа «Ветви и тени», студия iM

Настольная лампа «Ветви и тени»

Что из мебели будете производить? Какие планы на ближайшие несколько лет?

И: Создавать полноценные линейки мебели - кровати, диваны, столы, стулья, кресла. Мы будем ориентироваться на средний ценовой сегмент, верхнюю его часть.

Она будет похожа на мебель других производителей?

И: Здесь сложно ответить. Она будет ни на что не похожа из того, что видели мы. Но это не значит, что она не будет похожа на объекты, которые видели покупатели.

Я вообще не смотрю картинки, меня это сбивает. И если я вижу что-то похожее, я этого не делаю. Но опыт показывает, очень часто независимо друг от друга люди делают что-то похожее.

Светильник «Крепость», студия iM

Светильник «Крепость»

А почему решили заняться мебелью? Это просто коммерческий ход, расширение товарной матрицы?

И: Это совокупность всего. В первую очередь, хочется поработать еще с какими-то формами.

И со светильниками продолжаем работать, это важная для нас тема. Последняя коллекция называется «Крепость». Она не рассчитана на продажу, только какие-то единичные экземпляры. Это декоративные настольные лампы, категория, которая мало кому нужна. Но это мой любимый предмет.

То, что вы производите, стоит у вас дома?

И: У нас дома результаты экспериментов – прототипы, неудачные экземпляры.

Какой канал лучший для продвижения?

И: Сарафанное радио. Мы довольно много участвуем в выставках и мероприятиях. В рамках «Коллекции» я очень много общаюсь.

Продвижением в соцсетях мы не занимаемся вообще.

Напольный светильник «Через Вселенную», студия iM

Напольный светильник «Через Вселенную»

Что посетовали бы читать предметным дизайнерам?

М: Ле Корбюзье. Известный архитектор, один из родоначальников предметного дизайна, конструктивист.

И: Возможно, что-то по материальной культуре, антропологические темы. Я не думаю, что посоветую специальную литературу по предметному дизайну, учебники. Да, ты можешь сделать функциональную вещь, эргономически выверенную, но таких вещей полно, зачем их плодить?

Чтобы вещь была больше чем функция, нужно понять ее культурные составляющие.

Как будет развиваться предметный дизайн в России?

И: В идеальном варианте он должен стать культурным явлением как балет, кино.

М: И предпосылки к этому уже есть.

И: Есть, но пока сложно сделать выводы, идем мы в данном направлении или нет.

В Европе и Америке эта тема есть. Если не будет катаклизмов, то мы к этому придем постепенно. Но должны быть инвестиции от государства, потому что вопрос пропаганды достаточно сильный.

Если взять скандинавский дизайн, который мы сейчас знаем, он создавался государственной пропагандой в течение 10-20 лет. По-моему, в Швеции активно пропагандировали: вы свое жилье можете обставить так и так - и вам будет удобно, а так вам будет хорошо, красиво и замечательно.

Чтобы у нас это актуализировалась, нужна примерно такая же история. И понятно, что для нашего государства это приоритет последний. Но эту функцию может выполнять и не государство. Но здесь должен быть какой-то канал влияния на массы.

М: Основным результатом такой информационной поддержки должно быть то, что каждый человек в каждом доме знал, что он может купить дизайнерский предмет российского производства, а не приобрести абсолютно безликую вещь.

И: Второй момент - экономический. Если сейчас не будет очередного коллапса и благосостояние населения вырастет, люди доберутся до того, чего никто не видит.

С одеждой сейчас более менее разобрались, это то, что видно. Ты показываешь, как оделся. А какая у меня табуретка - этого никто не видит. И дома может стоять что угодно. И следующая тема по этой пирамидке – взгляд падает на табуретку.

13 Альманах «Коллекция», 2017, студия iM

13 Альманах «Коллекция», 2017

Расскажите про «Коллекцию». Вы входите в профессиональную ассоциацию?

М: «Коллекция» и ассоциация - это разные вещи. Сейчас начинается реальное формирование отрасли. Уже косвенно заинтересовалось государство. В частности, образовалась ассоциация промышленных дизайнеров.

До этого формирование начиналось снизу, с самой отрасли. «Клуб Промышленных дизайнеров», в котором мы состоим – отраслевое объединение. Представители предметных дизайнеров России, дизайн-производств, объединились и начали проводить совместные мероприятия.

И: Это дизайнеры, которые сами делают свою продукцию.

А «Коллекция» – это продвижение дизайн-производств, но именно как явления культурного. Как «Коллекция» мы появились летом прошлого, 2016 года. Но до этого мы пытались объединять дизайн-производство немного по-другому, чем «Клуб Промышленных дизайнеров» и давать некий совместный коммуникационный продукт.

Если «КПД» ориентирован на выставочную историю, то «Коллекция» – это суммирование информации по рынку и некая манифестация. Цель – актуализация дизайна как культурного рынка. В первую очередь у его участников. Первая «Коллекция» была ориентирована на дизайнеров интерьера. Мы опрашивали дизайнеров и приглашали на мероприятия.

М: Задача была показать им, что Россия производит уже достаточно разных интересных предметов и можно собрать абсолютно разные интерьеры. И это будут функциональные, удобные, красивые, эстетичные, крутые проекты.

И: Это гипотетическая задача. Понятно, что ни один дизайнер интерьера не мыслит о том, как бы собрать из этих предметов что-нибудь. Сначала у него уже есть картинка и он ищет, что в нее может вставить.

Светильник из серии «Ветви и тени»

Светильник из серии «Ветви и тени»

Каким видится дальнейшее развитие?

И: Мы будем продолжать «Коллекцию». И следующий альманах будет с каким-то вектором. Туда точно добавится fashion.

М: Fashion - это создание общей канвы, оболочки, среды. Человек видит конкретного человека, который стоит среди конкретных предметов. Это создание медийного образа, то, что делают все глянцевые журналы. Помимо одежды есть что-то еще – диван, бутылка, машина, пляж: все вместе и создает образ. Сейчас мы подошли к тому, что нужно создавать образ целостный, чтобы человек видел не просто какой-то интерьер, а видел того, кто в нем живет.

Компании

#im

Дизайнеры