Интервью с Latitude: о полках-трансформерах, IKEA и мебельных трендах

Latitude - российский бренд мебели

Основатели компании Latitude: Степан и Николай Никитины

Latitude – российский бренд, вышедший на мебельный рынок недавно, но уже успевший покорить не только Россию, но и заграницу. Великобритания, США, Дания – светильники и оригинальная мебель-конструктор Latitude украшает сотни интерьеров. Design BasicDecor встретился с основателями компании – Николаем и Степаном Никитиными.

Полки - трансформеры Latitude

Автор: Фото © Latitude

Design BasicDecor: Расскажите, как все начиналось?

Николай Никитин: Степан – архитектор, у меня полиграфическое образование, но с начала 2000-х годов я работал дизайнером интерьеров. В течение 5 лет работы я понял, что на рынке нет свежих предметов интерьера в современном стиле и тогда зародилась идея их производить. Здраво оценив свои возможности, мы поняли, что построить производство с нуля у нас не получится. Поэтому сперва решили открыть онлайн-магазин, завезли некоторое количество брендов и начали их продавать.

На базе этого магазина, мы решили, что пришло время создать собственный бренд и потихоньку начать что-то производить. Первым продуктом была мебель, а именно, полки-трансформеры. Это конструктор, из которого ты можешь собирать любые решения.

Как пришла такая идея?

Н: Была поставлена задача что-то произвести. То, чего нет на рынке. Мы начали экспериментировать, изготавливали объекты на сторонних производствах и реализовывали через свой магазин. Потом показали на нескольких международных выставках, поняли, что направление перспективное.

Через какое-то время осознали, что процесс производства требует 100% нашего времени и на магазин сил уже не хватало - заниматься двумя процессами тяжело. Тогда мы решили сосредоточиться на производстве и продать основную долю магазина.

Светильники с основанием из бетона

Автор: Фото © Latitude

Ваш третий партнер, Михаил, на 100% участвует в проекте?

Н: Михаил - друг детства. Он – юрист по образованию, все основное время работает в этой сфере. Но в Latitude активно участвует, ему близка эта тема.

У нас есть базовый принцип относительно принятия глобальных решений. Решение должно быть принято единогласно. Если кто-то не согласен, то решение не принимается. Конечно, это касается глобальных вопросов. Текущие вопросы делегируются: у каждого есть свое направление, за которое он отвечает.

Светильники бренда Latitude

Автор: Фото © Design BasicDecor

Что было сложнее всего в самом начале пути производства?

Н: Было огромное количество энергии и энтузиазма, но отсутствовал опыт и понимание, как это делать.

Ваш проект был создан на собственные средства. Деньги шли из предыдущего проекта. Не пугало, что результата еще нет? Не было сомнения, надо ли вам это?

Cтепан Никитин: Если бояться таких вопросов, тогда ты в принципе ничего не начнешь. Первые шаги всегда сопряжены с риском потерять все. Как говорят люди, которые занимаются производством - когда ты начинаешь, у тебя нет информации, и ты не осознаешь, с чем сталкиваешься. Если бы ты знал, что тебя ждет, то, возможно, и не начал бы. И именно отсутствие опыта позволяет сделать первый шаг.

Н: В 2014 году случился обвал курса рубля. Так как мы продавали импортные бренды, цена на их продукцию резко выросла, спрос упал. Появился другой запрос - местные производители за вменяемые деньги. Мы начали собирать всех, кто был в нашем сегменте. Оказалось, что их можно пересчитать по пальцам одной руки: Woody, Archpole… Запрос появился, а производителей практически не было.

Плюс, когда мы работали с розницей, мы анализировали информацию по рынку: чего нет, что пользуется спросом, лучше продается. Мы старались использовать эту информацию для создания своих продуктов.

Полки и светильники мебельного бренда Latitude

Автор: Фото © Design BasicDecor

Что сейчас самое главное в работе?

Н: Нам нравится этим заниматься, мы получаем удовольствие от процесса, наверно, это самореализация. Финансовый фактор также присутствует. Есть определенный тренд на рынке, который надо закрывать, делать предложение.

Сейчас стало в разы больше производителей. Но на данный момент идет сложный финансовый период. Покупательская способность у населения в целом падает. Но кто сегодня выживет и разовьется, будут получать экономическую выгоду, когда ситуация стабилизируется.

Николай Никитин, компания Latitude

Николай Никитин
Автор: Фото © Design BasicDecor

C каждым годом у вас растет объем продаж. Это связано не только с расширением линейки, но и узнаваемостью бренда?

Н: Да, расширение линейки, узнаваемость продукции и перераспределение спроса по сегментам… Импортные предметы стало покупать дорого. А застройка идет массовая, людям надо обставлять квартиру.

Есть ИКЕА, которая на 80% удовлетворяет все дизайнерские запросы в нашей стране. Плюс ИКЕА в том, что она несет культуру потребления дизайна в массы. Человек с маленького возраста привыкает пользоваться недорогой, красивой и удобной мебелью. Но он вырастает, начинает зарабатывать больше, видит ИКЕА в каждом интерьере и уже не хочет быть как все. Хочет выделиться, купить что-то другое. И тут мы как раз целимся в этот сегмент, чего-то другого, дороже «ИКЕИ». Дизайн + качество, за умеренные деньги, местного производства. Импорт – это долго и высокая цена. Мы стараемся соответствовать современным запросам.

Тумба, авторская мебель бренда Latitude

Автор: Фото © Latitude

С: ИКЕА – это, по сути, одноразовая мебель. Например, столешница служит год, ее внешние качества теряются. Мы делаем мебель другого уровня по качеству.

Н: Грубо говоря, когда человек покупает себе первую машину, он покупает Hyundai Solaris. Эта модель его полностью устраивает: дешевая и едет. Так и мебель из ИКЕА – купил и пользуешься. Но через некоторое время она тебе надоедает: ты видишь огромное количество Solaris в пробке и уже хочешь купить Volkswagen Tiguan.

Как вы можете охарактеризовать своего клиента?

Н: Это современный молодой человек в возрасте 25-40 лет, имеющий достаток выше среднего. В 65% - это молодая женщина. Этот человек недавно вступил в отношения или появился ребенок. Молодая семья, с доходом выше среднего.

Полки-трансформеры

Автор: Фото © Latitude

Как рождается идея?

Н: Я очень часто сталкивался с проблемой реализации своих идей, когда работал дизайнером интерьеров. Не было простых решений. Либо нужно было что-то производить под заказ, либо соглашаться на то, что есть. Вот тогда я подумал, почему бы не сделать какие-то простые решения (мебельные конструкторы типа Lego), которые можно использовать для реализации индивидуальных задач.

Наши светильники - это тоже конструктор. Вы можете выбрать цвет фурнитуры, цвет провода, цвет и форму плафона, и все это скомбинировать по своему желанию.

Мы хотим, чтобы наша продукция была не только функциональной, красивой и качественной, но и вариативной. Чтобы человек мог создавать разные решения, основываясь на одном и том же. В принципе, это тренд, в котором движется вся современная промышленность. Возьмите, например, новую линейку машин любого производителя. Они все создают одну платформу и на базе одной платформы делают кучу моделей.

С: Как правило, идеи приходят проще, чем процесс реализации. Мы можем делать мебель доступнее, потому что дизайн основан на одних и тех же процессах. Мы концептуально отлаживаем процесс, который дает вариативность.

Н: Еще у нас есть стилевые ограничения - нам близок скандинавский дизайн, развиваемся в рамках этой концепции и не уходим в другие направления.

Мебель для дома Latitude

Автор: Фото © Latitude

Как этот процесс происходит?

Н: Мы - мебельный стартап, и наши производственные возможности очень ограничены. Мы не можем позволить себе 100 000 м2 производственных помещений с огромными станками и 1000 человек в штате.

Наш штат - это 20 человек, не считая тех, кто работает дистанционно. Есть определённые технические процессы, на основе которых мы выстраиваем продуктовую линейку. По сути, производим одни и те же элементы конструктора, из которых в итоге получается совершенно разная мебель - от прикроватной тумбы до гардеробной.

С: Когда к полкам пристраиваете ящики, вы получаете комоды. Стеллажи и комоды по товарной форме на базе одной конструкции – это все одно и то же.

Н: Плюс обширная цветовая палитра, которая тоже позволяет индивидуализировать, подобрать под определенный интерьер. Это решение в большей степени продиктовано обстоятельствами.

Хрустальный бокал с мраморным основанием

Автор: Фото © Latitude

Сами делаете что-то своими руками?

Н: Часто. Чтобы запустить какой-то процесс, нужно самому принять в нем участие. После этого ты поймешь, как это делается.

У нас новая линейка – хрустальные бокалы с мраморным основанием, и мы собственноручно занимались изготовлением прототипа. При создании прототипа ты понимаешь, как правильно наладить производство.

Как продвигаете свой бренд?

Н: Через соцсети. Самая сложная и емкая часть работы – это создание качественного визуального контента. Товары в данной категории, должны быть максимально хорошо представлены, чтобы их купили. Интернет постепенно становится основным каналом продаж. В Pinterest у нас было 14000 репостов мраморного светильника.

Также нас находят магазины, которые хотят продавать нашу продукцию. Наше большое достижение – контракт с самой крупной датской торговой сетью IllumsBolighus. Это огромный магазин в центре Копенгагена.

Мраморные светильники

Автор: Фото © Latitude

Как вы решаете кадровый вопрос?

С: Кадры – это одна из самых серьезных проблем, которая не отпускает никогда.

Н: У меня на Facebook был пост о том, как мы нанимаем сотрудников. В целом, ситуация очень плачевная. В производственный персонал мы берем, в лучшем случае, одного из 50 соискателей.

Есть несколько фильтров. Первый – человек должен откликнуться на размещенную вакансию. Не просто нам позвонить, а прислать свое резюме. Если оно нас устраивает, мы приглашаем на собеседование. Это второй фильтр. На этом этапе мы отсеиваем по разным причинам процентов 70 соискателей. Например, из-за того, что человеку не хватает опыта – он хочет стать столяром или просто подумал, что ему повезет.

Если ты ищешь специалиста узкого профиля, стоит задать несколько вопросов-маркеров, ответы на которые определят уровень его компетентности. Например, соискателя на вакансию столяра можно спросить: «Что такое фуганок?». Если он не сможет ответить, то он точно не столяр.

Далее остается 20% соискателей, которых мы просим пройти тест на общее развитие, составленный нашим HR-психологом. Тест определяет, помимо общего уровня развития, гуманитарий соискатель или технарь. Он показывает умение логически мыслить, уровень внимания…

Например, если человек пришел на должность оператора ЧПУ, то он должен технически мыслить, уметь просто оперировать числами и быть внимательным. А по тесту мы видим, что арифметические вопросы он пропустил, соответственно, у него нет математического мышления, и ему будет крайне сложно на данной должности.

Подбором кадров занимаетесь вы сами, но это же отнимает львиную долю времени.

Н: Но если возьмешь на работу некачественного специалиста, ты потратишь еще больше времени и денег.

Степан Никитин, компания Latitude

Степан Никитин
Автор: Фото © Design BasicDecor

В своем доме используете продукцию?

Н: Да, у меня вся линейка представлена – светильники, мраморные и керамические, комод, прикроватные тумбы, полки, тв-тумба, гардеробная.

Какие ваши внутренние ожидания на три года?

Н: Через три года я бы хотел кратно масштабировать этот проект. Скорее всего, путем привлечения инвестиций. Мы очень активно ищем инвесторов.

Когда мы создавали продуктовые линейки, у нас не было производственных возможностей. А сейчас мы можем эффективно и выгодно для себя это производить. Концептуально мы хотим расширить товарную матрицу, захватить новые сегменты, которые сейчас, к сожалению, не захвачены, а также увеличить производство под выпуск новых товаров. Соответственно доработать маркетинговую составляющую, открыть полноценный шоу-рум.

А также реализовать наши международные амбиции. Изначально мы назывались Latitude (название не на русском языке), именно с этой целью - выйти на международный рынок. Мы не хотим мыслить рамками одной страны, не важно, России или какой другой. Мир стремится к глобализации и давно пора думать не масштабами стран, а масштабами планеты. Тем более, что западных странах гораздо выше уровень потребления и средний чек. Поэтому у нас уже сейчас очень много продаж по всему миру.

Мебель и свет Latitude

Автор: Фото © Design BasicDecor

Какие дизайнеры прошлого и настоящего вас вдохновляют?

Н: Скорее бренды в целом. Мне нравится то, что делают топовые скандинавские производители такие, как Muto, HAY, Normann Copenhagen, &Tradition, Gubi. Из дизайнеров очень нравится Michael Anastassiades.

Какой самый любимый инструмент?

С: В основном работаем на компьютере.

Что порекомендовали бы молодым дизайнерам?

С: Я бы посоветовал мыслить без отрыва от производственных технологий. Это основной совет, который можно дать предметным дизайнерам. Потому что нарисовать можно все, что угодно, а выгодно реализовать – не всегда. Дизайн должен быть удобным, красивым, полезным, доступным, многофункциональным.

Светильники из мрамора Latitude

Автор: Фото © Latitude

 

Купить мебель и светильники  Latitude можно в магазине BasicDecor.

 

Компании