Интервью с художником Ярославой Хмель: «Мир – череда сновидений»

Картины художника Ярославы Хмель легко узнать по стилю и персонажам. Ярослава работает в разных направлениях: портрет, иллюстрация, ручная гравировка по стеклу, монументальная живопись. И каждый проект наполнен фантастическими сюжетами, которые автор берет из сновидений. Design BasicDeсor в интервью с Ярославой узнал, как рождаются сказочные картины.

Золотой шар, картина Ярославы Хмель

«Золотой шар»

Design BasicDecor: Ярослава, расскажите, когда вы начали заниматься рисованием?

Ярослава Хмель: Как и многие рисую с детства. Определенного начала не было, в художественную школу я не ходила, а рисовала дома, для себя.

Потом пошла учиться профессии в Новосибирскую Государственную архитектурно-художественную академию на факультет монументально-декоративного искусства.

Работы Хмель Ярославы

«Встреча»

А почему выбрали именно это направление?

Я мечтала в детстве, что пойду учиться на художника-графика. Потом мне показалось, что если получу образование по монументальной живописи, то у меня будет намного шире профиль, в котором я смогу работать.

Действительно, это дало больше знаний. Хоть я и монументалист, мне легко переходить в графику. Если бы я владела только графикой, в монументалку сложно было выйти. Но мне больше нравится работать не на объекте, как предполагает монументальное искусство, а дома.

Мне гораздо удобнее писать на съемных панелях, которые готовятся в мастерской, а потом монтируются на объекте. Стеновые панели делаются на МДФ-листах – грунтуются, подготавливаются, на них выполняется роспись. А швы, когда уже все смонтировано, затираются и роспись дорабатывается, чтобы их закамуфлировать.

Настенная роспись в интерьере

Роспись интерьера

Как называется стиль, в котором вы работаете?

Многие спрашивают и мне всегда сложно ответить. Я специально не задумываюсь, в каком стиле я пишу, какой стиль создать, как он будет называться, к какому стилю себя отнести… Думаю, что, близок символизм, но довольно декоративный.

Что для вас является главным в творчестве?

Не только в творчестве, но и в жизни. Существование собой. Полное ощущение, выражение себя, реализация собственных идей, мыслей. Осознанное чувствование себя и своего потенциала.

Декоративный символизм

«Поцелуй»

Как проходит ваш день?

График себе я всегда задаю сама. Но у меня график немного смещен. Утро - скорее для отдыха, а работать начинаю во второй половине дня и до поздней ночи.

Мне обязательно нужно уединение. Чтобы меня никто и ничто не отвлекало. Внутренне я настраиваюсь на образы и пребываю в состоянии своеобразной медитации, наверное, как и любой художник.

Наблюдение за процессом кем-то со стороны я не люблю. В связи с этим не люблю писать портреты с позирующего человека или делать зарисовки в людных местах. Люди начинают отвлекать своим вниманием и любопытством. Для меня этот процесс интимный. Почти всегда я танцую и пою во время того, как пишу картину, и это, конечно, никому не нужно видеть! Это моя медитация.

Я не люблю проводить время в тусовках. Для меня весь интерес заключается в процессе работы.

Интерьерная роспись

Роспись интерьера, совместно с А. Сусловым

От кого чаще идут заказы художнику-монументалисту – от дизайнера или от владельцев дома?

Чаще от дизайнеров. Дизайнер подходит более ответственно, он задумывается, чтобы роспись смотрелась гармонично в интерьере и с его деталями. Дизайнером планируется какое-то художественное оформление. Он представляет, что должно украшать стену.

Есть варианты, когда дизайнер уже сам разработал тему и композицию росписи, и нужно, чтобы художник реализовал идею. Здесь нет для художника никакой работы, кроме как исполнителя. А есть дизайнеры, которые предоставляют свободу художнику. И я считаю это более правильным подходом.

Ярослава Хмель представляет свою работу

Ярослава Хмель со своей работой «Герметический сад»

Для каких помещений подходит монументальная роспись – это приоритет больших пространств или в малогабаритных квартирах она тоже уместна?

И там, и там она может гармонично вписаться в интерьер. Тут задачи разные. В большом и малом пространстве будут различные принципы построения композиции, разная техника.

От того, какой будет роспись, зависит и время выполнения. Одно дело, если это геометрические фрагменты. Детализированное изображение требует больше времени. Работа над стеной может занять от нескольких дней до нескольких месяцев при больших объемах и сложной техники и детализации.

Какое направление вам больше нравится?

Конечно же, творческие работы. А монументальная живопись сейчас стала больше декорированием интерьера. Когда работаешь творчески, ты не зависишь ни от чьего мнения, внимания, ты просто пишешь мир, который в тебе живет.

Любимая картина Ярославы Хмель

 

Фантастические животные в монументальной росписи

«Заповедный лес»

Какую работу можете назвать любимой?

Может быть, «Заповедный лес». Думаю, он наиболее тонко отображает идею моего творчества в целом. Я хочу развивать темы внешней среды, берущей начало во внутренней. Ее я передаю в образах сада, леса, природы. Мне близок сказочный и символический язык.

Мир - череда сновидений. Образы картин как образы снов. Для меня все эти сюжеты - о человечности. Можно быть подлинным человеком лишь познавая себя, заботясь о своем внутреннем содержании, о гармонии в собственном мире, сознательности, способности чувствовать. Осознавать мир интеллектуально и чувственно. В связи с последним, мои персонажи приобретают образы уязвимости, трогательности, детства.

Я хочу, чтобы люди чувствовали, когда смотрят на мои картины. Внутри меня я с детства видела огромный прекрасный сад, полный удивительных образов красоты, любви, ощущений. Я ставлю перед собой задачу в поиске языка для выражения всего, что есть, который максимально точно передавал бы эти состояния.

Иконопись и конструктивизм

Андрей Ремнев «Вацлав»

Работы каких художников вас вдохновляют?

Андрея Ремнева. К сожалению, я поздно познакомилась с его творчеством. Это было уже после института. Он был настоящим открытием и до сих пор им является. Обожаю Анри Руссо, я очень сильно чувствую сюрреалистические картины художника Джозефа Стеллы. Люблю символистов.

Где вы берете образы, какие из них становятся героями картин?

Абсолютно каждую ночь я вижу несколько сновидений, у меня там протекает моя параллельная жизнь также полная событий.

Я начала изучать темы сновидений еще в детстве, и это было моим любимым занятием. Долгое время я совершала «исследования и открытия» самостоятельно, изучая, анализируя, систематизируя свои сны, пока в один прекрасный момент не открыла для себя работы Юнга, его анализ сновидений и, дальше, других авторов, обогативших меня в интересующих областях.

Утро, картина Ярославы Хмель

Фрагмент картины «Утро»

Я люблю фантастику. Я утопист, наверное. Во мне есть часть, которая верит в справедливое будущее, основанное на справедливом обществе, и я пока верю в человека, что он может стать лучшей версией самого себя. Я пока верю в то, что человечество способно эволюционировать, развивая свою осознанность, и что осознанность - ключ ко всему. Я всегда ощущала себя человеком будущего.

Я обожаю книги Стругацких. Мне нравятся идеи инженера и футуролога Жака Фреско, идеи и проекты Ле Корбюзье. Меня интересует все, что касается вопросов лучших возможностей человека, изучение человеческой природы и условий, в которых он сможет наиболее полно реализовывать свои лучшие способности... Больше всего природа наделила меня качествами мечтательности, и чувствительности, отсюда все и происходит.

Гравировка в интерьере

 

Растительный орнамент, гравировка по стеклу

Ручная гравировка по стеклу

Есть какие-то техники, которыми хотели бы овладеть?

Я всегда совершенствуюсь и в каждой своей новой работе стараюсь делать то, что еще не делала, научить себя саму чему-то новому. Я всегда ставлю перед собой такую задачу. Технически мне хотелось бы освоить программы. Хотя, я не очень предрасположена к работе с компьютером.

Какие планы на ближайшее время?

Я сейчас работаю над иллюстрациями для альбома «Кузнецк в истории России». Он издается к 400-летию города Новокузнецка, в котором я родилась.

Время от времени появляются мысли о том, чтобы сделать серию в одной стилистике, коллекцию. Мне бы не хотелось совсем уходить в одну стилистику, чтобы одна работа практически не отличалась от другой. Но хочется естественным путем выработать наилучшее, наиболее удобное и подходящее для содержания работ пластическое выражение. Главной задачей для себя в творчестве я ставлю пребывание в естественном процессе. Считаю, художник, как и человек любой другой профессии, должен совершенствоваться всю жизнь.

Серия работ - задача все-таки планируемая. На полгода, год вперед, а то и больше, определяется творческий план. Но понятия «творческий» и «план», «график работ» считаю мало совместимыми. Если ты находишься в естественном творческом процессе, и следуешь ему, все постоянно меняется.

Кузнечик в радости, живопись Ярославы Хмель

«Кузнечик в радости»

Серия в одной стилистике мне пока не дается, потому как, выбирая или создавая эскиз для следующей работы, я нахожусь уже в совершенно другом состоянии, и мне приходят уже новые идеи, которые я осознала в процессе написания предыдущей картины. На новом этапе мне хочется обратиться уже к другим состояниям или манере письма, пробовать иные технические моменты.

От работы к работе я нахожусь в поиске, пусть и небыстром, наилучшего для себя языка. Поэтому пока о сериях говорить рано. Конечно, это легко сделать при желании, но это будет неестественный, уже не живой процесс. Тогда уже и сам смысл творчества теряется.

Серия работ должна являться естественным процессом. Когда ты чувствуешь, что одного образа или одной композиции на определенную тему или в определенной технике мало, чтобы ты выразил ее наиболее полно. Он идет до тех пор, пока ты не почувствуешь паузу, или завершение этого цикла.

Изумрудный мальчик, картина Хмель Ярославы

«Изумрудный мальчик»

Где ваши работы можно увидеть?

На моих страницах в социальных сетях – Instagram, Facebook, «ВКонтакте», на сайте yar-hmel.com и на выставках.

В кузбасском центре искусств не так давно прошла молодежная областная выставка и межрегиональная выставка «Река Томь». В Кемеровском областном музее изобразительных искусств сейчас проходит межрегиональная сибирская художественная выставка «Связь времен, или Назад в будущее». Тема исследования - современный реализм в творчестве сибирских художников, выступивших после миллениума.

Также сейчас в новокузнецком выставочном зале Союза Художников проходят групповые выставки, предвещающие форум «СибирьXII», в котором я тоже участвую. Выставка эта проходит раз в 5 лет. Состоится он в этот раз в Новокузнецке, и откроется в марте 2018 года. Все регионы предоставят около полутора тысяч работ наиболее значимых авторов. В рамках форума будет открыта еще одна выставка с моим участием - выставка произведений художников Сибири из коллекций художественных музеев Кузбасса.

Вечерняя звезда, картина Ярославы Хмель

«Вечерняя звезда»

Еще с 2014 года я принимаю участие в международном благотворительном арт-проекте, где каждый художник изображает ангела. Более 100 выставок, презентаций и благотворительных мероприятий проведено в России и за рубежом.
Сейчас часть картин находятся в Праге для зарубежных выставок, остальные можно увидеть на российских площадках. Где сейчас находится моя картина, честно говоря, не знаю. У них большая активность, а ангел мой пусть продолжает «летать».

Какие фильмы, на ваш взгляд, следует посмотреть каждому начинающему художнику?

Меня очень затронул фильм «Серафина из Санлиса». Он трагический, но произвел большое впечатление. Он  не поучающий, но это фильм, который надо смотреть. Здесь как раз пример того, когда (а не как) существует художник.

Я очень люблю поговорку, не помню, как она звучит точно... «Если можешь не писать - пожалуйста, не пиши». Ты делаешь что-то по-настоящему, когда просто не можешь этого не делать, и если делаешь это, то вопреки всему. И, безусловно, в качестве наглядного, потрясающего художественного образного языка - фильмы Тарковского и Акиры Куросавы мне близки и пересмотрены множество раз. У Тарковского – «Сталкер» и «Солярис», и «Сны» у Акиры Куросавы. Каждый раз я открываю в этих фильмах что-то новое.

Также советую книгу Ирвинга Стоуна о Винсенте Ван Гоге «Жажда жизни». Автор брал интервью у людей, которые знали художника. Благодаря им и сохранившимся письмам, Стоун создал целый красочный мир, в котором жил Ван Гог.

Декоративная роспись предметов интерьера

 

Какими качествами должен обладать художник, чтобы быть успешным?

Успешный человек в общем понимании четко осознает и определяет свои ценности, свои задачи в жизни. Он организует пространство вокруг себя так, что имеет все необходимые средства для претворения задач в жизнь. Он развивает навыки, становится в них первопроходцем и служит примером для многих людей.

Успешный человек создает, он вдохновляет других людей. Он сам структурирует свою деятельность и время, организует жизнь, получает продуктивные результаты.

Успешный художник в коммерческом плане далеко не всегда действительно хороший художник, и художник вообще. Когда художник начинает думать о каких-то организационных делах, в голове не остается пространства для концентрации на образах, на идее. Все это само собой начинает смываться и человек погружается совсем в другую деятельность. Художнику необходимо концентрироваться на создании своих идей, образов, жить в этом полностью.

Сибирские художники, Ярослава Хмель

 

Успех для художника - это быть понятным и, наверное, признанным при жизни. Это - быть своеобразной путеводной звездой для других. Искусство заключается в том, чтобы служить светом для людей.

Мне неинтересно делать что-то, ставя перед собой цель продать. Я хочу делать только то, что я хочу. Но в то же время иметь связь со зрителем, а она обязательно есть, когда в работе присутствует душа.