Итоги конференции «Тренды и комплектация для дизайнеров»

Алена Санаева, дизайнер интерьеров, руководитель студии SanaevaHome

Алена Санаева, дизайнер интерьеров, руководитель студии SanaevaHome

Все фотографии предоставлены Союзом Дизайнеров и Архитекторов

В начале декабря Союз Дизайнеров и Архитекторов провел конференцию «Тренды и комплектация для дизайнеров».

На мероприятии практикующие дизайнеры поделились своим опытом, а также последними новостями интерьерных трендов с зарубежных выставок и лайфхаками в продвижении личного бренда.

Редакция Designbd.ru побывала на конференции и вывела основные тенденции 2019 года, правила комплектации и тактические приемы при работе с разными типами клиентов.

Тренды и тенденции 2018-2019

Зоя Ти, специалист в области психологии цветовосприятия, дизайнер интерьера, обозначила: «Мода и тренды – не одно и то же. Мода – понятие новостное, осознанный выбор человека, то, к чему мы привыкаем. А тренд – неосознанный выбор, внутренняя потребность. Сейчас тренды основаны на желании покоя и это то, на что стоит ориентироваться».

Взрыв из прошлого

Игорь Куркин, член Союза Дизайнеров и Архитекторов, дизайнер-декоратор и постоянный участник и докладчик программы «Доступное образование для дизайнеров», ежегодно посещает десятки международных выставок. На основании увиденного Игорь делится своим опытом с другими дизайнерами.

После поездки на Maison & Objet дизайнер пришел к выводу, что тренды 2018-2019 – «взрыв из прошлого», где главенствующим становится постмодернизм 80-90-х годов двадцатого столетия. Необходимо забыть про прямые линии и вспомнить про шик, блеск. Стоит обратить внимание на светодиоды и мебель с металлическим каркасом сложной формы.

Самое важное – дизайн теперь не только история для богатых. Дизайн - история для всех.

Дизайнер и декоратор Алексей Лазар

Алексей Лазар, дизайнер, декоратор, владелец студии Lazarius Art

Алексей Лазар, дизайнер-декоратор, художник-постановщик шоу «Холостяк», владелец собственной студии Lazarius Art и шоу-рума авторской мебели Home Salon считает, что к основным трендам следует отнести футуристическую мебель 50-60-х годов на тонких ножках с японскими мотивами, обои с крупным принтом, сложные геометрические потолки, лепнину, дерзкие и сексуальные вещи.

Цвета

Дизайнеры, посетившие международные выставки 2018, выделили основные цвета, которые смело можно назвать трендовыми в следующем году.

Алексей Лазар отметил «пряный мед» – один из самых популярных цветов, а также теплый серый, мягкий мятный, мягкий ореховый, изумрудный. Зоя Ти также отмечает «пряный мед», но кроме него в список модных цветов включает терракотовый, сливовый, нюдовые и цвета губной помады.

По мнению генерального директора Архитектурного бюро Archpoint Екатерины Агеевой, в тренде сейчас все, кроме роскоши и излишества, даже в премиальных объектах. Поэтому в 2019 будут актуальны пастельные цвета (например салатовые или бирюзовые) в миксе с яркими всплесками.

Материалы

Основной тренд – ничего простого и обычного. Нужно удивлять, провоцировать. При этом ценен минимализм не как форма, а как функция.

Как основные Игорь Куркин выделил хрусталь, стекло и другие натуральные материалы. Алексей Лазар отметил латунь, ротанг, бахрому и мрамор (в том числе искусственный).

Екатерина Лебедева сделала обзор осенней американской выставки HIGH POINT 2018 и в выводе определила, что основными материалами 2019 станут фарфор и тактильно приятные ткани – бархат и плюш. Главная тенденция – комбинирование материалов. В декоре Екатерина наблюдает обилие стекла, золота, минералов.

Европейские тенденции

Дизайнер-декоратор

Мария Соловьева-Сосновик, дизайнер интерьеров, декоратор, участник АДДИ

Дизайнер интерьеров и декоратор Мария Соловьева-Сосновик выделила шесть современных европейских тенденций:

1. Для скандинавского стиля характерны: монохромная гамма (оттенки белого, серого, черного), минимальная отделка стен, деревянные полы, мебель лаконичных форм, современные «графичные» светильники, отсутствие штор, объемные пледы и подушки с ворсом, овечьи шкуры, монохромная графика на стенах и в текстиле.

2. Для интерьера в стиле бохо характерны множество «несочетаемых» орнаментов, обилие красок, этнических мотивов разного происхождения, плетеная мебель, текстильные и плетеные светильники, предметы с блошиных рынков, изделия «народных промыслов», предметы древних верований, макраме и другой рукодельный декор, домотканные ковры, множество комнатных растений.

3. Спикер напомнила слушателям что стиля лофт не существует. «Лофт» - это промышленное помещение, поменявшее предназначение. И стиль в лофте может быть любой. По отношению к стилю правильнее говорить об индустриальном направлении.

Основные черты индустриального стиля: черный метал, в том числе и в элементах мебели, бетон, цвет ржавчины, оставшиеся индустриальные элементы: трубы, фрагменты стен, грубые ткани: джинса, кожа, мешковина.

4. В эклектике, предполагается богатство: собрание роскошных вещей из разных эпох и периодов в роскошных исполнениях. Интерьеры в стиле современная эклектика наиболее гостеприимны в отношении современного искусства. Интерьеры такого рода состоят из акцентов. 

5. В интерьере, в котором стены, пол и потолок выкрашены в темный цвет, главным действующим лицом будет являться естественный свет.

6. Рустикальный стиль: натуральные материалы – лен, полотна, кожа, дерево, штукатурка натуральных оттенков, природные цвета – неяркие, осенние, шероховатые, но приятные на ощупь поверхности, натуральные красители, местные ремесла (вышивки, гобелены), изделия из глины натуральных черно-коричневых оттенков, диванные пледы.

Конференция

Комплектация

Дарья Шевченко, дизайнер интерьера и соучредитель платформы GoodZone, дала определение комплектации: «Отдельная от дизайн-проекта услуга, состоящая из комплекса мероприятий по анализу, подбору, артикулярной сверке и закупке товаров для реализации дизайн-проекта в соответствии с установленным бюджетом. Состав, сроки и порядок услуги прописываются в приложении договора».

Особенности комплектации объектов

Екатерина Агеева подчеркнула, что о комплектации необходимо задумываться еще на этапе создания дизайн-проекта. «Если мы хотим создать уникальную вещь, нужно сразу понимать, из каких она должна быть сделана материалов и где их купить».

Также Екатерина говорит о том, что бюджет проекта никогда не озвучат заранее. Это связано с тем, что часто даже сам заказчик не всегда четко его знает. Спикер посоветовала ориентироваться на то, что на дизайн чаще всего не выделяется больше 30% от бюджета не реализацию проекта.

Если по спецификации получается очень высокая стоимость, это приводит либо к тому, что заказчик берет своего менеджера и говорит, что проект он будет реализовывать сам. Но как только дизайнер перестает заниматься комплектацией, она выходит из-под его контроля. Либо заказчик скажет подбирать другие материалы. В этом случае реализация будет не совпадать с дизайн-проектом.

Важно донести до заказчика, почему та или иная позиция важна. Если дизайнер убедит заказчика, то он выделит бюджет. Но нужно понимать, что наряду с дорогими позициями должны быть выбраны более бюджетные другие объекты и материалы. То есть должен быть соблюден баланс.

Важный пункт в комплектации – это заказные позиции. Сейчас из-за длительности ожидания и высокой цены многие заказчики отказываются от ожидания поставок из-за границы. На данный момент российское производство отстает от мировых трендов, поэтому приходится обращаться к Европе, несмотря на то, что это дорого. Екатерина посоветовала обратить внимание на фабрики Дании, Швеции, Польши.

Владелица студии

Ирина Богатикова, дизайнер, архитектор, владелец Группы компаний 

Ирина Богатикова, архитектор, дизайнер, почетный член Союза Дизайнеров и Архитекторов,  выделила шесть способов заработка на комплектации.

1. Агентские бонусы от поставщиков;

2. 10% от стоимости товаров;

3. Дилерская комплектация, в том числе самостоятельная перевозка товара из-за рубежа. Доходы составляют 20-30%, но этот вид комплектации очень сложный;

4. Фиксированная оплата за сопровождение;

5. Ежемесячная фиксированная оплата;

6. Смешанная схема: комбинация нескольких вариантов.

«Определитесь в самом начале, как вы работаете и поставьте клиента в известность. Не утаивайте ничего. Доверие – вот, что важно», – подчеркивает спикер.

Ирина дала классификацию клиентов (исходя из бюджета, выделенного на проект) и объяснила, какая схема работы подходит каждому клиенту:

Эконом. «Клиенты этого типа всегда будут искать самое дешевое, поэтому агентская схема их не устроит. Вполне подойдет фиксированная оплата за сопровождение. Предлагайте 2-3 варианта каждого товара, не больше». Этому типу клиентов по возможности не стоит давать артикулы, а также при работе с ними нужно следить, чтобы на заказчика не уходило слишком много времени.

Бюджетный. «Спокойная категория. Подойдет фиксированная оплата за сопровождение».

Премиум. «Люди с хорошим доходом, обращающие внимание на марки. Покупают дорогие внешне вещи, но при этом экономят деньги. Премиум будет искать то, что вы показали, но дешевле». Оптимальные схемы оплаты: агентские бонусы, 10% или ежемесячная оплата. Фиксированная плата для этого типа заказчиков не подходит.

Люкс. «Люди, знающие, чего хотят. Они не покупают подделки, ценят свое время. Работа с люксом специфична, но не отнимает много сил и времени. Подойдет агентская схема или 10%».

Ошибки при комплектации

Дарья Шевченко вывела 5 фатальных ошибок при комплектации.

  1. Ненадежные поставщики.
  2. Превышение бюджета. «Какой бы красивый проект вы ни нарисовали, если он не вписывается в бюджет клиента – его не получится реализовать».
  3. Разъезды по поставщикам. Спикер посоветовала согласовывать удаленно и не тратить время на разъезды.
  4. Оформление договора на себя.
  5. Не пытаться зарабатывать на комплектации.

Лилия Ахметшина, генеральный директор шоу-рума дизайнерской мебели Design Place, на своем опыте вывела правила, которые помогут дизайнерам при комплектации:

- На начальном этапе необходимо договариваться с клиентом обо всех мелочах.
- Сейчас в России много компаний, которые делают хороший продукт, но часто это – плагиат Америки, Франции, Италии. Не берите копии, берите аналоги, иначе ожидание не совпадет с реальностью. Ищите маленькие и не раскрученные фабрики.

- У многих дизайнеров есть желание напрямую работать с фабриками. Но это сложно: логистика, запреты на международные платежи, заключение договора с транспортной компанией и обеспечение страхования. Поэтому лучше доверить это профессиональным компаниям.

- Проверенные партнеры: сейчас часто исчезают компании, даже крупные. Не заключайте договор на себя. Обращайте внимание на профессионализм менеджера – это лицо компании.

Предоплата: обезопасьте себя. Четко пропишите в договоре каждый шаг.

Чек-лист по комплектации

Спикер конференции

Дарья Шевченко, дизайнер интерьера, основатель бюро интерьеров Академия дизайна

Дарья Шевченко составила чек-лист по комплектации, который поможет не совершить фатальных ошибок.

  1. Согласовывайте предварительный расчёт стоимости. Нельзя это пропускать. Не нужно спрашивать у клиента «Сколько у вас есть денег». Вам все равно не ответят. А если и ответят – это будет далеко от истины. Составьте табличку в Excel и впишите туда все категории товаров, которые вам понадобятся (от строительных работ, инженерных коммуникаций, до отделочных материалов и декора). Эта табличка становится путеводителем по проекту.
  2. Приоритеты. Узнайте у клиента, что для него важно: качество, сроки или цена.
  3. Выбирайте надежных поставщиков.
  4. Все договора и заказы оформляйте на клиента. Даже если клиент дает вам деньги и просит купить плитку – купите, но оформите договор между поставщиком и клиентом.
  5. Доставка. Позаботьтесь об этом сразу, узнайте стоимость и включите в бюджет. Многие дизайнеры забывают об этом пункте.
  6. Хранение. Важно понимать, где все хранить. Часто прибывшая мебель мешает строителям. Возможно, вам потребуется сервис хранения, услуги которого также необходимо включить в бюджет.
  7. Прием. Покидая стройку, берите со строителей расписку «Принял плитку». Тогда ответственность переходит на этого строителя.
  8. Заработок. Не забывайте на этом зарабатывать.

Также Дарья рассказала, из чего состоит заработок дизайнера и как можно заработать на комплектации.

Доход дизайнера складывается из гонорара, комплектации, авторского надзора и стройки. Из них 60% составляет комплектация.

Есть несколько вариантов, которые позволят дизайнеру заработать:

  • Брать гонорар за комплектацию. Дарья посоветовала установить определенную сумму за квадратный метр, тогда у клиента не возникнет вопросов.
  • Оформление агентских вознаграждений (от компаний-поставщиков).
  • Продажа товаров через себя. Этот способ не рекомендуется, так как это может быть рискованно и трудно.

Важно отметить, что нельзя путать авторский надзор и комплектацию. Это разные услуги, с разной оплатой и документацией.

Юридические аспекты комплектации

Спикер Екатерина Куссмауль

Екатерина Куусмауль, юрист в сфере дизайна и архитектуры

Юрист в сфере дизайна и архитектуры, интеллектуальной собственности и международного права Екатерина Куссмауль рассказала о схемах комплектации.

За рубежом работают следующие схемы оплаты комплектации:

  1. Почасовая: в зависимости от действия (первоначальная подготовка, эскизное проектирование, строительные чертежи или представительства). В каждой компании собственный тариф, в градации от уровня сотрудников.
  2. Почасовая, но не более: Тарификация почасовая, как в п.1, но с гарантированной верхней границей.
  3. Почасовая плюс процент от стоимости материалов.
  4. Фиксированная сумма: твердые суммы для каждого этапа или услуги.
  5. Процент от стоимости строительства: может быть основано на площади или сметной стоимости строительства
  6. Роялти: доля доходов от завершенного проекта.

Российские схемы комплектации:

  1. Составление итогового документа комплектации. Дизайнер  проводит окончательный подбор материалов из наличия, выбирает поставщиков, уточняет условия сделки и передает информацию заказчику в виде сметы, ведомости, комплекта КП или других документов
  2. Сопровождение процесса закупок. Дизайнер помимо согласования окончательных предметов комплектации берет на себя и сопровождение заключения договоров, контроль графиков поставки, закупки, оплаты и другую работу по координированию процесса закупок
  3. Агентская комплектация. Дизайнер  от имени заказчика заключает договоры, вносит оплату, осуществляет приемку и т.п. Это гораздо рискованнее, ответственность выше.
  4. Дилерская комплектация. Дизайнер сам выступает поставщиком для заказчика. Тут он сам становится продавцом, а заказчик потребителем. И все нюансы, связанные с ответственностью по закону о защите прав потребителей в отношении могут быть применены к дизайнеру.
  5. Смешанная схема. Закупку части товаров дизайнер производит в рамках сопровождения или агентской схемы, а часть в рамках дилерской. Для этого в договоре на комплектацию нужно разделить группы товаров, которые будут проходить по разным договорам.

Обязательным документом является смета комплектации (она же ведомость, таблица, перечень). Именно этот документ прописывает четкий порядок действий. В смете должны быть учтены следующие аспекты:

  • аналоги на выбранные товары (не более 2-3),
  • проверенные поставщики (например, по базе судебных приставов),
  • согласованные варианты (каждый этап закрывается актом),
  • строительные графики (нужно привязывать поставки к строительным работам),
  • график оплаты по договорам (прописать, когда и по какому договору необходимо вносить платежи),
  • контроль доставки и поставки (туда же условия хранения, сборка, монтаж).

Секреты быстрой комплектации государственных объектов

Основатель и руководитель студии дизайна

Александра Алексеева, дизайнер интерьера, декоратор

Александра Алексеева, основатель и руководитель дизайн-студии IDAA, поделилась, в чем заключаются отличия работы с гос. объектами от проектирования и реализации частных проектов и какие нюансы есть в подобной работе.

Основное отличие – это количество действующих лиц в государственных объектах. «Готовьтесь работать с неимоверным количеством людей: подрядчики, заказчики, подрядчики подрядчиков. Совершенно непонятно, кто за что отвечает, кто принимает решения и кто согласовывает. На это уходит много времени», - отмечает спикер.

Критерии отбора новых поставщиков:

  1. История компании на рынке не менее 2-3 лет (нужно читать отзывы клиентов и бывших сотрудников)
  2. Наличие сертификатов на товар. Без этого невозможно будет сдать объект.
  3. Работа по безналичному расчёту с НДС по предоплате и постоплате.  «Государство выделяет деньги на реализацию. От этой суммы подрядчик получает всего 20-30 %. На эту сумму нужно реализовать весь проект».  
  4. Необходимо, чтобы у сотрудников компаний были российские паспорта (сейчас не подойдут граждане стран СНГ): логисты, замерщики, монтажники. Дизайнер должен быть готов к тому,  что на оформление пропусков может уйти несколько дней и это тормозит стройку.
  5. Наличие складской программы. Максимальное количество товаров на складе или срок доставки 1-2 недели.

Ниже представлены правила при проектировании, которые сформулировала Александра Алексеева:

  1. Получите точное ТЗ на проектирование от всех инстанций. Очень часто они могут противоречить друг другу. Здесь основная задача – разобраться, кто оплачивает и кто заказчик. 
  2. Разберитесь в назначении контракта. Если ремонт текущий, то по контракту не входят ни мебель, ни текстиль. Мебель закупается новая, но она идет отдельным контрактом. В связи с этим возникает вопрос, что будет закуплено. Оптимально – найти человека, инициирующего контракт по закупке и договариваться с ним о поставке.
  3. Четко определите сроки и бюджет. У каждого объекта и контракта есть срок реализации, определяемый сотрудником компании, инициирующей контракты. Как правило, этот человек далек от сферы проектирования, стройки и комплектации. И в 99% случаев устанавливаются нереальные сроки. Также важно помнить, что у подрядчиков нет статьи «дизайн» и он не может официально оплатить дизайн-проектирование.
  4. Важно учесть все детали: лампочки к люстрам, силиконовые наклейки на мебель и т.д, чтобы потом никто не сказал дизайнеру: «Вот этого не было». Когда сделаны все закупки, обязательно нужно представить подрядчику документ «ИТОГО: экономия или превышение», где показана финальная цифра, сколько было сэкономлено или превышено.
  5. Заказ профессионального клининга после стройки.  Подрядчики хотят сэкономить, но дизайнер должен объяснить, что лучше этого не делать.  Если уборщица из госучреждения помоет все дешевым чистящим средством, это может плачевно закончиться. Поэтому, профессиональный клининг (мытье окон и полов) после стройки – это важно.

Медиа и продвижение личного бренда

Продвижение личного бренда

Президент Союза Дизайнеров и Архитекторов Евгений Тюрин призывает дизайнеров понять, что рынок перестраивается. И если не перестраивается дизайнер – он остается «на обочине». Первыми пострадали дизайнеры, нацеленные на сарафанное радио. Но любого опытного дизайнера с таким походом обойдут молодые, которые просто разобрались, как правильно настроить рекламу в Instagram.

«Ничего не произойдет, если сидеть и ждать сарафана. Раньше не было современных форматов, был информационный недостаток. Сейчас нет отсутствия информации и нельзя этим прикрываться. Сейчас отсутствие желания пользоваться каналами».

Тему продвижения личного бренда развила Юлия Грицук,  телеведущая, продюсер «Hello TV» и автор курса «Как влюбить в себя миллион с помощью смартфона», рассказала о личной эффективности и дизайнерском бизнесе.

Телеведущая и продюсер Юлия Грицук

Юлия Грицук, телеведущая, продюсер, CEO интернет-телевидения «Hello TV»

Юлия утверждает, что Instagram поможет стать частью бренда дизайнера. Это точка касания с клиентом. Подписчики - потенциальные клиенты.

Чтобы блог приносил удовольствие и не отнимал огромного количества времени, Юлия советует использовать формат IG TV (видео до 10 минут). Приложение продвигает блог, даже если в профиле мало подписчиков. Видео может собрать 50 тысяч просмотров при 500 подписчиках.

Также, телеведущая считает, что важно разбираться в психологии клиента, потому что люди идут на имя. Инстаграм даст возможность показать себя.

«Клиент идет к человеку, которого знает… Если вы решили заниматься своим пиаром, если вы решили стать успешным дизайнером, вы должны поставить знак “равно” между успешным дизайнером и успешным блогом», – говорит спикер.

Юлия посоветовала составить контент-план, включающий не только полезную информацию: «Придерживайтесь соотношения 70 на 30, где полезной информации 70, а 30% – Life Style.  Рассказывайте о путешествиях, жизни, про собаку… Развивайтесь, читайте художественную литературу, отвлекайтесь от работы и рассказывайте об этом».

Также спикер советует ввести рубрики, тогда аудитория будет ждать публикаций. «Создайте регулярные Stories и публикуйте по 4-7 в день. Думайте о кадре, купите штатив, позаботьтесь о свете, смотрите в камеру. Расскажите о себе, почему подписчики должны остаться с вами, покажите интересные стили. Важно понимать – для чего вы все это делаете.... Станьте не блогером, а продюсером своего блога… Заказчики хотят видеть точки прикосновения с дизайнером, родственную душу, хорошего и понимающего человека».

Участие в телепроектах

Алена Санаева, дизайнер интерьеров, руководитель студии SanaevaHome, победитель Design-Award 2017 в номинации «Дизайн-Инноватор» и дизайнер телепроекта «Идеальный ремонт», рассказала о своем опыте участие в телепроектах.

«Телевидение любит эмоции, к тому же, для каждой передачи нужна яркая и запоминающаяся история. Запомните, часто выбирают типаж, а не профессионала».

Алена подсказала дизайнерам способы, как можно попасть на ТВ:

  1. Пишите на почту: ищите контакты в интернете и присылайте портфолио, свои фотографии, рассказ о себе (в идеале – видеоролик).
  2. Активизируйтесь в профильных группах в фейсбуке. Существуют специальные группы, которые устраивают кастинги.
  3. Регистрируйтесь на порталах в качестве эксперта. Вас могут заметить.

«Медийность не приравнивается к мастерству. Но медийный дизайнер – дороже других». 

В заключение конференции Евгений Тюрин подчеркнул, как важно уметь работать в команде и делегировать: «Вы расширитесь и увеличитесь, только если вы будете доверять. У вас не будет скачка в будущем, если вы не поймете, что команда – это основополагающее в работе дизайнера. Свои 24 часа вы можете продавать сколько угодно дорого, но больше 24 часов у вас не станет. Чужое время продавать можно до бесконечности. Это некий путь вперед через продажу чужого времени. Только тогда откроются другие возможности».

Евгений Тюрин президент

Евгений Тюрин, президент Союза Дизайнеров и Архитекторов

Спецпроект Изнанка 2.0