В «Сколково» дизайнеры провели ликбез для заказчиков

Тимур Бурбаев, «Студия Артемия Лебедева»

Тимур Бурбаев, «Студия Артемия Лебедева»

Материалы предоставлены организаторами конференции «Дни промдизайна в Сколково»

В 2018 году «Дни промдизайна в Сколково» (26–28 июня) прошли под девизом «Дизайн для дела». Деловая программа конференции обрела формат «Школы клиента»: в рамках 4 тематических блоков известные дизайнеры и представители крупных промышленных компаний рассказали о том, как выстраивать деловые отношения, ориентированные на прибыльный результат, и каких подводных камней стоит избегать.

Эксперты от «Студии Артемия Лебедева», бюро промышленного дизайна «Масштаб», студии дизайна «Промлаб» и других агентств на конкретных примерах пояснили, в чем сегодня заключается инновационность и клиент-ориентированность продукта и как затраты на дизайн окупаются в зависимости от стратегии продаж. Цель дискуссии – сформировать стратегию совместной работы и интеграции дизайнера в бизнес-процессы заказчика.

Дни промдизайна в Сколково, конференция 2018

Площадка объединила управленцев и практиков, стартаперов и глав региональных представительств, руководителей исследовательских подразделений, таких как Центр промышленного дизайна холдинга «Швабе», и представителей ведущих университетов страны: МГХПА им. С.Г. Строганова и Института бизнеса и дизайна.

В своих выступлениях спикеры основывались на различных определениях промышленного дизайна, выработанные авторитетными мировыми институциями: дизайн как стратегический процесс, позволяющий решать проблемы, стимулировать инновации и повышать качество жизни (WDO – Международная организация промышленного дизайна), как предлагаемые советами по дизайну ведущих европейских стран «система 4D» – обзор, определение, разработка, реализация («Discover, Define, Develop, Deliver») – или «датская лесенка»:

  • отсутствие дизайна (1),
  • дизайн как форма (2),
  • как процесс (3)
  • и как стратегия (4).
Система 4D в промышленном дизайне
Discover, Define, Develop, Delive

Оригинальную и емкую формулировку предложил арт-директор и практикующий дизайнер – Олег Базоев (ART UP studio): «Основное назначение промышленного дизайна – генерация прибыли». А его коллега из «Студии Артемия Лебедева» Тимур Бурбаев, опираясь на культовую книгу Адриана Шонесси «Как стать дизайнером и не продать душу дьяволу», назвал главные критерии успешности проекта: удовлетворенность клиента, улучшение качества жизни конечного пользователя, рентабельность и соизмеримость вложений в дизайн, медийная успешность проекта, этическая и экологическая чистота разработки.

Задал тон доклад руководителя департамента развития бизнеса российского представительства «Аутодеск Си-Ай-Эс» Сергея Маркина. По его словам, эпоха, когда человек пытался обучить машину, подошла к концу: сегодня компьютер стал самообучаемым – поэтому в ближайшем будущем роботы, нейронные сети и искусственный интеллект будут работать лучше людей.

Уже через 5 лет исчезнут такие профессии, как водитель или бариста, а освободившиеся кадры перейдут на более квалифицированный труд – обслуживание роботов.

Конференция Дни промдизайна в Сколково

Исходя из этого, меняется и задача дизайнера будущего. Ему тоже придется управлять роботами – автоматизированными процессами по созданию максимально адаптированных под запросы пользователя вещей. Творческий потенциал будет необходим ему не для того, чтобы рождать идеи, а чтобы быстро адаптироваться к меняющемуся миру и новым запросам.

Главные советы Маркина – давать отдыхать мозгу, применять интеллект-карты и мыслить разнообразно: проблемы должны решаться за счет изменения способа мышления и сортировки информации по приоритетности.

Сегодняшние дизайн-студии можно подразделить на две большие категории: фирмы широкого профиля и бюро, работающие только в одной сфере промышленности. Если штатный дизайнер годами работает в той отрасли, в которой позиционирует себя его компания, то дизайнер в агентстве – это профессиональный дилетант, и в суперсжатые сроки он должен узнать о новом проекте все. Точно так же существуют и две основных категории дизайнеров: «I»-специалист (узкая специализация и узкий круг интересов) и «T»-специалист (узкая специализация, широкий круг интересов).

Однако дизайнер нового поколения представляет собой совершенно иной тип: профессионалы называют его «человек-расческа». Основная специализация такого сотрудника постепенно распространяется и на смежные области.

Тем не менее, по мнению Тимура Бурбаева, при запуске инновационного предложения стоит делать ставку именно на «всеядного» дизайнера. Он обеспечит компании успешное вхождение на новый рынок, так как в состоянии без труда представить себя на месте пользователя, никогда не имевшего дело с подобным продуктом.

Типы подрядчиков в промышленном дизайне

Серьезная проблема при разработке новаторского, точно отвечающего требованиям и простого в использовании изделия – нехватка ресурсов на стадии прототипирования. Необходимость изготовить прототип в сжатые сроки способна серьезно исказить полученный результат, отметил генеральный директор «Карфидов Лаб» Михаил Васильев. «Клиент желает решать срочные проблемы, а надо решать важные», – подключился Тимур Бурбаев: именно дизайнер должен обратить внимание заказчика на горизонты планирования. Важнейшие характеристики продукта должна определять бизнес-модель, по которой впоследствии будут вестись продажи.

Михаил Васильев

Михаил Васильев, «Карфидов Лаб»

Как правило, клиент уверен, что дизайн решает лишь эстетические задачи – но на самом деле производимый им эффект гораздо глубже. Дизайн влияет на выбор технологий сборки, задает производительность линий, охватывает взаимодействие пользователя с объектом.

Результат работы профессионала – не просто образ будущей разработки: дизайнер вкладывает в продукт смысл, подчеркивает специальные возможности и определяет место в жизни пользователя. Если студия не относится к ТЗ критически и не проверяет критерии заказа на долговечность, дизайнер вместе с заказчиком рискуют выпустить на рынок недолговечный продукт.

По-настоящему инновационный дизайн, подкрепленный облачными ресурсами, способен не только реорганизовать пространство и продлить жизненный цикл вещей, но и выработать у пользователя привычки, которые изменят его потребительское поведение.

Тимур Бурбаев убежден: проектируется не продукт и не упаковка, а опыт его использования – и физический, и эстетический. Заказывая проект, клиент стремится получить не только технический дизайн, но и дизайн-мышление, и принадлежность к культуре дизайна – успешный заказ может состояться только при приобретении всех трех составляющих.

Генеральный директор «STANDEX RUS LLC» Артем Сбитнев подробно разъяснил, в чем преимущества такого приема, как текстурирование – индивидуальное и стандартное тиснение способно не только создать завершенный образ, но и повысить притягательность продукта. Чтобы подстегнуть продажи, Сбитнев призвал дизайнеров обучить клиентов уделять больше внимания деталям.

Ирина Жданова

Ирина Жданова, бюро промышленного дизайна «Масштаб»

Генеральный директор и основатель бюро промышленного дизайна «Масштаб» Ирина Жданова призвала сосредоточиться на дизайне пользовательского опыта. Опыт этот, по мнению Ждановой, начинается прямо с извлечения продукта из заводской тары: если посмотреть, что является главным триггером в репортажах блогеров, становится ясно – именно ролики о распаковке занимают первое место по популярности в соцсетях.

«Упаковка – часть сути продукта», – убежден руководитель проектного бюро FORMLAB Андрей Востриков. Еще один альтернативный способ продвижения – запуск вирусного видео, не содержащего прямого указания на продажи, но цепляющего аудиторию эффектной презентацией – предложил основатель архитектурного бюро «Объем» Иван Петрунин: этот способ отлично показал себя в поиске В2С-клиента для модульных домов «3vKUBE».

Вывод

Инновационный продукт – тот, что способен решать проблемы пользователя лучше, чем это делали предшественники. Чтобы понять, какой дизайн займет в итоге свою нишу на рынке, фирме-заказчику необходимо выяснить, какие тренды развивали конкуренты на протяжении последних нескольких лет.

Такие тренды задают решения, которые позволяли разработчикам все лучше и лучше закрывать потребности клиентов. Клиенту необходимо просчитать, где именно на пути к пользователю возникают сбои в восприятии продукта, и внушить дизайнеру, какие его качества должны подвергнуться оптимизации. Иначе, если специалист будет анализировать ситуацию на сегодня, к моменту выпуска продукт уже будет отставать от рынка.

Спецпроект Изнанка 2.0