Инструменты генерации идей

Существует ряд инструментов, используемых на первых ступенях инновационного проекта. Приведем ниже несколько методик, помогающих в генерации идеи.

1.«Шкатулка»

Методика помогает освободить спонтанные мысли, возникающие в процессе генерации идей. Участникам необходимо высказать все, что пришло в голову, а ведущему структурировать эти мысли.

Продолжительность: 45 минут.

  • Администратор оглашает задачу по текущему проекту и просит членов группы выписать первую, посетившую голову, мысль на листок.
  • Ведущий приглашает двух участников выступить перед коллективом. Они зачитывают свои мысли и прикрепляют листки к «доске идей».
  • Группа выслушивает предложения. Если в процессе рождаются новые идеи, они выписываются на листок и алгоритм повторяется.

2.«Маскарад»

Методика основывается на карикатурном подражании типичным представителям целевой аудитории, выбранной для мозгового штурма.

Продолжительность: 45 минут.

  • Организатор предлагает группе выделить типы людей:

- нервный покупатель, переживающий из-за инфляции на товары;

- руководитель производства, безразлично относящийся ко всему, кроме потокового производства;

- инженер-конструктор, который отказывается от расчета смет на используемые материалы, т.к. считает, что это не входит в его обязанности;

- жадный директор, неготовый выделять необходимую сумму на проект.

  • Участники разбиваются на группы из 3-5 человек и стараются максимально вжиться в роль представителя целевой аудитории.
  • Членам групп необходимо продумать все детали их роли: чем она увлекается, где живет, как ведет себя на работе, какая у нее семья и так далее.
  • Организатор просит участников от лица отведенной им роли придумать идеи по текущему проекту.
  • Идеи записываются на листки и собираются организатором.

3.«SCAMPER»

Метод постановки вопросов, стимулирующих генерацию идей. Базируется на концепции, что все новое является модификацией уже существующего. «S.C.A.M.P.E.R» – аббревиатура, составленная из семи первых букв основных подходов для генерации идей.

Продолжительность: 45 минут.

Название

Значение

Вопрос

S (Substitute)

Замещение

Как изменить размер и вид продукта? Что если заменить состав и материал?

C (Combine)

Комбинирование

Как совместить задачу с чем-то еще? С чем продукт сочетается?

A (Adapt)

Адаптация

На что похож продукт? Что если взять за основу аналогию из иной сферы деятельности?

M (Modify)

Модификация

Что в продукте можно оптимизировать и модифицировать?

P (Put to Other Uses)

Поиск другого применения

Как еще может использоваться продукт?

E (Eliminate)

Устранение

Какие основные черты можно устранить или минимизировать в продукте с целью дальнейшего развития?

R (Rearrang)

Изменение порядка

Что если изменить последовательность действий на обратную?

  • Администратор оглашает вопросы, затем предлагает членам группы изложить мысли на бумаге.
  • Организатор приглашает по два человека рассказывать свои предложения. Листки с идеями крепятся к доске.
  • Процесс продолжается, пока не выступят все участники.

4.«Ромашка»

Метод ассоциативного мышления Ромашка

«Ромашка» – метод ассоциативного мышления, используется для изучения контекста в инновации. Сердцевина цветка – конкретное слово, лепестки – ассоциации.

Продолжительность: 30 минут.

  1. Определяются основные концепции:

- Перечислить и выписать основные концепции инновации;

- Придумать названия для концепций;

- Выделить три основные концепции.

  1. Вопросы:

- С чем ассоциируется концепция?

- Перечислите аспекты концепции?

- На что похожа концепция?

  1. Лепестки – ассоциации выкладываются вокруг концепции.
  • Организатор просит участников на основе ассоциаций, создать новые идеи и выписать их на листки.
  • Организатор приглашает двух членов коллектива выступить перед группой.
  • Процесс длится, пока не выступят все участники.
  • Алгоритм повторяется с оставшимися выведенными основными концепциями.

5.«Мимикрия»

Методика помогает решать технические вопросы инновационного продукта, основываясь на подражании живой природе.

Продолжительность: 30 минут.

  • Группе задается вопрос: «Что из живой природы напоминает предмет инновации?»
  • Администратор записывает озвученные варианты.
  • Выбирается одно название предмета или животного, которое наиболее заинтересовало группу.
  • Опираясь на название, участники придумывают идеи и характеристики для инновационного продукта и записывают их на листок.
  • Процесс повторяется, пока не закончатся предложения.
  • Рассматриваются выписанные на листки мысли, анализируется набор их качеств.

6.«Супергерои»

Методика стимулирует фантазию участников путем имитации способностей супергероев. Позволяет мысленно выйти за грани реального мира и его ограничения.

Продолжительность: 30 минут.

  • Группе задается вопрос: «Какой супергерой из мультиков/комиксов/фильмов вам нравился в детстве?».
  • Участники смотрят на инновационный продукт с точки зрения вымышленного персонажа.
  • Организатор просит участников ответить на вопрос: «Какие идеи предложил бы ваш герой?».
  • Участники выписывают свои ответы на листок.
  • Алгоритм повторяется, пока у участников не закончатся идеи.

7.«Абсурд»

Игра для генерации идей Абсурд

Группе показывается предмет, несвязанный с темой мозгового штурма: ножницы, статуэтку кошки, игральные кубики и пр. Неожиданный предмет становится объектом изучения участниками.

  Продолжительность: 30 минут.

  • Участники по кругу передают друг другу предмет.
  • Администратор предлагает членам группы выделить оригинальные черты предмета.
  • На основе обозначенных характеристик, участники создают новые идеи для текущего проекта.
  • Администратор просит группу записать мысли на листки.
  • Алгоритм повторяется, пока у участников не исчерпаются идеи.

8.«Инновационные предложения»

Методика используется для поиска источника вдохновения на этапе генерации идей.

Продолжительность: 45 минут.

  • На «доску идей» прикрепляются от пяти до десяти листков с описанием инновационных предложений.
  • Организатор приглашает участника (автора предложения) рассказать группе о своем открытии.
  • На описание наиболее перспективных предложений отводится около трех минут, на остальные – не более одной минуты.
  • После прослушивания описания предложений, ведущий предлагает группе выписать появившиеся идеи, каждую на отдельный листок.
  • Организатор приглашает по два человека рассказывать о своих идеях и прикреплять их на «доску».
  • Процесс длится до момента, пока не выступят все участники и не иссякнут предложения.