Инструменты классификации идей

1. Определение направлений

На сессии мозгового штурма может быть обозначено от 300 до 800 идей. Чтобы сузить набор предложений, нужно начать с выделения самых перспективных из них. Метод «определения направлений» помогает рассортировать новые концепции.

  • Членам группы дается 5-10 минут на изучение «доски идей», каждому нужно выбрать два наиболее оптимальных решения на свое усмотрение.
  • Участникам поясняется, что одно из выбранных решений должно быть им максимально близко и понятно, а второе – диаметрально противоположно.
  • Оставшиеся без внимания идеи списываются в архив.
  • Ведущий предлагает членам группы озвучить выбранные решения и коллективно придумать им названия.
  • Ведущий сортирует предложения на «доске идей», размещая рядом листки, относящиеся к одному и тому же направлению.
  • Процесс длится, пока идеи не иссякнут.
  • В среднем выделяется порядка 40 направлений.

2. Конкретизация

Из предварительно выделенных 40 направлений необходимо выбрать 10 наиболее перспективных и составить «географию мыслей».

Продолжительность: около 30 минут.

  • Членам группы раздаются стикеры, которыми каждый отмечает одно перспективное решение на свой взгляд.
  • Организатор, проектный менеджер и внутренний потребитель определяют оптимальную концепцию в зависимости от количества приклеенных стикеров (чем больше – тем выше его ценность).

Рекомендация: дайте возможность внутреннему потребителю тоже сделать личный выбор решения, это повысит вероятность отыскать «золотую» концепцию.

  • Члены группы прорабатывают десять выделенных идей и составляют «географию мыслей».
Отбор идей после мозгового штурма

3. «География мыслей»

Метод «География мысли» позволяет быстро и просто расставить связи между предложениями.  По центру «доски идей» размещается основная тема, вокруг которой располагаются ключевые слова – ассоциации.

Продолжительность: 40 минут.

  • Участникам рассказывается принцип и схема работы над «Географией мыслей».
  • В центр доски прикрепляется десять названий наиболее перспективных решений.
  • К каждой идее задаются вопросы: «кому, что, как?».
  • Ответы-ассоциации выписываются на листки и крепятся вокруг основной идеи.
  • Администратор раздает членам группы фломастеры и предлагает написать или нарисовать возникшие от основной темы ассоциации.
  • В течение 30 минут участники разрабатывают десять перспективных направлений.
  • Администратор приглашает каждого рассказать о том, что они вынесли на «доску».

Методика наглядно демонстрирует «географию» дальнейшего развития и вариативность каждой концепции.

4. Демонстрация

Группе предлагается презентовать новые концепции с помощью устного рассказа в течение трех минут. Метод направлен на усовершенствование предложений, позволяет быстро продемонстрировать их слабые и сильные стороны.

Продолжительность: 5 минут на концепцию.

  • Участник за три минуты презентует концепцию.
  • Организатор спрашивает у группы, как усилить концепцию и просит выписать ответы на листочек.
  • Выписанные предложения крепятся на «доску идей».
  • Алгоритм повторяется, пока все концепции не будут представлены.

5. Ранжирование

Метод позволяет ранжировать новые предложения и вывести одно на первое место. Система оценки и критерии тщательно прорабатываются менеджером проекта и внутренним потребителем. Заранее подготавливаются оценочные таблицы и «доски идей».

Продолжительность: 1 час.

  • Группе предоставляется подготовленный инвентарь и рассказывается про процедуру оценки. Важно, чтобы участники знали, что данный этап основательно подготовлен и критерии оценки основываются на инновационной задаче проекта.
  • Ведущий поясняет, что каждая концепция оценивается по пятибалльной шкале: один стикер – один балл, два стикера – два балла и т. д.
  • Ведущий раздает участникам клейкие стикеры и просит оценить каждую идею проекта.
  • Подсчитываются результаты и выявляются наиболее рейтинговые концепции.  
Спецпроект Изнанка 2.0