Методы генерации идей: Мозговой штурм

Мозговой штурм (brainstorming) – популярный метод групповой генерации идей. Он разработан в США журналистом и основателем рекламного агентства BBDO Алексом Осборном.

Изначально методика испытывалась в конце 30-х годов двадцатого века Осборном и сотрудниками в рекламном агентстве. Первые формулировки метода появились в книге «Как находить решения», опубликованной в 1942 году, но дальнейшее развитие концепции метода было прервано Второй мировой войной.

После окончания войны Алекс развил методику в книге «Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы», изданной в 1953 году. Затем воплотил теорию на практике в семинарах, а в 1954 основал «Творческий Фонд Образования» для популяризации своих идей.

Особенности метода

Методология мозгового штурма направлена на непрерывное генерирование идей для решения определенной задачи, где упор делается на количественное превосходство предлагаемых вариантов, а не качество.

Осборн полагал, что сложность решения творческой задачи лежит за пределами обыденных представлений. Они находятся за гранями стандартного набора стереотипов и страхов, уже существующих у людей в подсознании. Стереотипы не дают развиваться оригинальным и спонтанным задумкам.  Это так называемые «фильтры», диктуемые обществом, культурной и профессиональной средой.

Человек изначально отметает кажущиеся слишком смелыми решения, боясь общественной критики. Но если исключить подобные «фильтры», то можно в разы увеличить количество предлагаемых решений.

Основная цель мозгового штурма – отделение процесса генерации идей от критики. 

Эффективное проведение мозгового штурма

 

Правила

  • Запрещается критиковать выдвигаемые идеи;
  • Нет «плохих идей» – приветствуются любые решения, даже шуточные и самые фантастические;
  • Поощряется объединение, совершенствование и развитие чужих идей;
  • Нельзя прерывать эстафету предлагаемых решений – все идеи излагаются быстро и кратко;
  • Выбирается только одна задача, запрещено решение нескольких задач одновременно;
  • Главная цель – предложить как можно больше идей;
  • Фиксируются все без исключения предложенные идеи и затем корректируются.

Этапы

  • Подготовка;
  • Генерация идей;
  • Отбор и оценка выдвинутых идей.

План работы

  1. Выбирается ведущий, контролирующий процесс проведения мозгового штурма и соблюдение всех правил;
  2. Отбираются две группы людей – генерирующие идеи и оценивающие их. В генераторы набираются люди разных профессий и возрастов, в оценочную группу – эксперты, практики и профессионалы из обсуждаемой сферы деятельности;
  3. Желательно, чтобы в группах состояло от 4 до 8 человек. Не стоит набирать более 10 человек;
  4. Все участники должны ознакомиться с правилами проведения мозгового штурма и строго придерживаться их;
  5. Четко формулируется задача, необходимо чтобы она не имела однозначного решения и была многовариантной;
  6. Группа, отвечающая за генерацию идей, проводит заседание и предлагает варианты решения задачи;
  7. После заседания генерирующей группы, зафиксированные идеи анализируются, прорабатываются и развиваются оценочной группой.
Творческий подход к проведению брейншторма

 

Эффективность

Эффективность мозгового штурма напрямую зависит от обстановки его проведения. До заседания рекомендуется создать непринужденную атмосферу: познакомить участников и разбавить обстановку общением в шуточной форме. Желательно приглашать к сотрудничеству молчаливых членов коллектива и давать разминочное упражнение участникам «ударной» группы.

Например, исследователями во главе с профессором школы менеджмента Kellogg Ли Томпсон было выявлено, что наибольшую продуктивность в генерации идей проявляют участники, рассказавшие самокритичную историю перед коллективом.

Отсюда следует, что снятие эмоционального блока – смущения, позволяет участникам наиболее открыто размышлять и предлагать креативные идеи, не боясь осуждения со стороны других участников.

Адаптация и область применения

На сегодняшний день существует множество вариаций и адаптационных версий проведения метода. Остановимся на версии проведения мозгового штурма, адаптированной под сферу дизайна.

Мозговой штурм в художественном стиле

Мозговой штурм «в художественном стиле» мало отличается от классического, только этап генерации идей строится на визуальном ассоциативном ряде:

  1. Перед встречей каждый участник собирает по 3-5 фотографий или эскизов обсуждаемого объекта (вырезанных из журналов, брошюр или распечатанных из интернета);
  2. Перед заседанием собираются все изображения;
  3. На широкоформатном листе или доске пишутся 2-3 слова, описывающие объект мозгового штурма;
  4. Каждому участнику на 5-10 минут выдается лист бумаги, картинки;
  5. За это время участник должен написать все ассоциации, как могут быть связанны изображения и описанные предметы;
  6. Затем участники обмениваются изображениями, обсуждают и развивают идеи друг друга;
  7. В конце все идеи собираются, группируются и фиксируются на доске или широкоформатном листе бумаги;
  8. Остальные этапы и правила проведения остаются прежними.

Если в генерации идей мозгового штурма «в художественном стиле» участвуют специалисты индустрии дизайна, то можно подойти креативно и к стадии генерации ассоциаций. К примеру, заменив процесс выписывания на своеобразный скетчинг – отрисовку.