Как сделать эффективнее «мозговой штурм»

Алекс Осборн, творческий рекламщик 1960-х годов, первым ввёл в обращение термин «мозговой штурм». Он страстно верил в способность команды генерировать блестящие идеи при условии соблюдения четырех правил:

  • члены команды должны делиться любой идеей, приходящей им на ум,
  • продолжать и дополнять идеи других,
  • избегать критики,
  • и, что наиболее значительно, стремиться к количеству, а не качеству.

Последующие научные исследования подтвердили инстинктивное убеждение Осборна: группы, следующие этим правилам, проявляли большие творческие способности, чем те, кто им не следовал. Например, в одном из исследований, группы, получившие несколько целей, генерировали больше идей в процессе мозгового штурма. При этом количество качественных идей было выше. Группы, получавшие одну цель, генерировали меньше идей, которые уступали также и по качеству.

Один из исследователей этой темы, Пауль Паулус, профессор Техасского университета в Арлингтоне, задался вопросом о возможном существовании дополнительных способов улучшения результатов мозгового штурма. Он протестировал ещё четыре правила:

  • оставаться сосредоточенным на насущной задаче;
  • не просто произносить идею, но объяснять её;
  • когда идеи истощаются, повторно формулировать задачу и призывать к повторному обдумыванию;
  • приглашать к сотрудничеству тех, кто молчит.

Результаты исследования были впечатляющими: группы, выполняющие оба набора правил, были способны генерировать почти в 2 раза больше значимых и уникальных идей.

Исследование теории мозгового штурма

 

Группа исследователей во главе с Ли Томпсон (профессор школы менеджмента Kellogg, автор книг по креативному мышлению), решили изучить вопрос, можно ли подготовить людей к более эффективному мозговому штурму ещё до того, как начнётся сам процесс генерации идей.

В первом эксперименте они попросили группу участников описать моменты, когда они чувствовали смущение за прошедшие шесть месяцев. Вторую группу попросили описать моменты, когда они испытывали гордость.

Затем исследователи попросили каждого участника подумать в течение 10 минут над новыми способами использования канцелярских скрепок. Они предположили, что условия «смущающей истории» могут побудить людей преодолеть эмоциональные блоки и стать более креативными.

Результаты оценивались по двум критериям: скорость (или полный объем идей, генерируемых испытуемыми) и гибкость (разнообразие возникающих у них идей). Например, один из участников предложил серьги, колье, кольцо и браслет, в то время, как другой предложил серьги, средство для сшивания ран, скульптуру и гайковёрт. Каждый из них предложил четыре идеи, но второй предложил более широкий спектр применения, проявив большую гибкость. В среднем, группа со смущающей историей показала лучшие результаты, чем группа с историей о гордости.

Исследования Ли Томпсон

 

Во втором исследовании Ли Томпсон с коллегами изучала, как один и тот же стимулирующий фактор может сработать в группе. Они хотели узнать, усилится ли воздействие, когда перечисление достижений заставит людей больше беспокоиться о иерархии и социальном сравнении, уничтожая творчество. Или рассказы о слабостях помогут людям открыться и принять на себя риски, увеличивая результативность мозгового штурма.

Авторы эксперимента отобрали в случайном порядке 93 менеджера из разных компаний и отраслей в команды по три человека и дали им одно из трех «вводных» и «разогревающих» упражнений. Половину групп попросили поделиться смущающими историями; другую половину - рассказать о своих моментах гордости. Истории должны были произойти с ними лично за последние шесть месяцев.

Просьба рассказать о смущающих историях застала испытуемых врасплох и даже вызвала некоторый страх. Кто-то неизбежно начинал разговор («Хорошо, я буду первым…») и уже через несколько минут трио смеялось во весь голос. Напротив, те, кто должен был похвастаться, не испытывали никаких проблем в начале разговора и казались более спокойными. Тем не менее, они смеялись очень мало и лишь вежливо кивали головами время от времени.

Спустя 10 минут была поставлена задача для мозгового штурма — на этот раз нужно было придумать как можно больше необычных способов использования картонных коробок, также за 10 минут. Используя те же критерии оценки — скорость и гибкость, мы обнаружили, что группы, рассказавшие «смущающие» истории, придумали на 26% больше идей, охватывающих на 15% больше категорий, чем их противники.

Откровенность привела к большей креативности. Таким образом, Ли Томпсон предложила новое правило для проведения сессий мозгового штурма: расскажите самокритичную историю перед тем, как начать обсуждение. Каким бы некомфортным это ни кажется, особенно среди коллег, это побудит вас к стремлению впечатлить их, и как результат, вы создадите больше разнообразных творческих идей, которые, естественным образом, впечатлят их ещё больше.

Спецпроект Изнанка 2.0