Рабочий процесс… требует… пауз… подлиннее

Исследования показали - обучение навыкам проходит более успешно, если осознанно добавлять паузы… между... повторением... практики.

Из Мексики по всему миру распространилась игрушка пиньята. Теоретически, игра с пиньятой довольно забавная вещь. Это подвешенная игрушка со сладостями, по которой с завязанными глазами нужно попасть палкой! Сплошное веселье! Но реальность пиньяты далеко не такая привлекательная. Промах, промах, ещё раз промах, бесконечные неудачные попытки, пока, наконец, конфеты не начнут высыпаться тонкой струйкой.

Так и в обучении. Мы получаем неточный результат, останавливаемся, перезагружаемся, и скорее пробуем снова, не давая себе возможности подумать над тем, что происходит, пробуем, пока не получаем более или менее желательный результат – ценой огромного количества неудачных попыток и только одной удачной.

Возникает вопрос – как увеличить процент удачных попыток?

Ценность паузы

Некоторые исследователи обратили внимание на «интервалы между пробами» или «паузы для осознания результатов», временные интервалы между практическими попытками. Например, вы можете практиковать сложное действие без перерывов, или можете попробовать, сделать паузу, и потом попробовать снова. Обычно, как в пиньяте, мы не делаем пауз между попытками и думаем, что обучаемся, только когда мышцы работают.

Сколько ждать между практическими попытками и какая оптимальная длительность паузы для максимального результата обучения?

Исследования различной длительности пауз

Паузы в обучении

Исследования 2005 года в журнале «Experimental Brain Research» дали подсказки.

35 испытуемых разделены на 6 групп и прошли одну сессию практики (25 попыток) выполнения сложной задачи по моторике. Каждой группе дано разное время на перерыв между попытками: 1 секунда, 5, 10, 15, 20 и 40 секунд.

Задача – проводить указательным пальцем в воздухе, управляя курсором, чтобы попасть в цель на экране, при этом рука скрыта от глаз, а курсор сдвинут на 60 градусов. Все испытуемые улучшали результаты с практикой, но те, кто отдыхал всего 1 секунду, показали худшие результаты, у них было мало времени на перерыв!

Через 24-36 часов, эксперимент продолжился. Все получили по 5 попыток на то же задание. И снова, те, кто получил всего 1 секунду на отдых, показали худшие результаты.

Авторы исследования предположили, что 1-секундной паузы недостаточно для обработки информации, поступающей после каждой попытки, и переноса её в долгосрочную память. Поэтому способность к обучению при перерыве в 1 секунду значительно снижалась.

И ещё немного о том же

Ценность паузы в обучении

В 2007 году Журнал «Neurophysiology» также сообщил об исследовании феномена. Задание отличалось от первого, но исследователи повторили предыдущие результаты – более длительные перерывы между обучающими попытками привели к улучшениям навыков быстрее, чем короткие (в этом случае, 14 секунд против 4). Последующие эксперименты подтвердили влияние перерывов между попытками на скорость улучшения навыка.

Действуйте

Отсюда следует, что достижения в практике осуществляются не только благодаря самой практике, когда мы двигаем мышцами, но также благодаря обучению, происходящему в перерывах между практическими попытками.

Если вы не знаете вашу «оптимальную паузу», попробуйте 5 секунд – этого достаточно, чтобы не прерывать поток практики.

Потребуется дисциплина, но вы пробуйте. Попробуйте, сделайте паузу, поразмышляйте над тем, что только что произошло. Запланируйте свое следующее движение и совершите следующую более успешную попытку.