Марио Ботта (Mario Botta) - архитектор, дизайнер интерьера, промышленный дизайнер, Швейцария

#mario-botta

Биография

Архитектор Марио Ботта (Mario Botta) – яркий представитель постмодернизма в современной архитектуре. Автор дизайна знаменитого афинского национального банка, музея современного искусства в Сан-Франциско и многих других построек. Занимался реконструкцией памятников, имеет множество наград, в том числе Ордена Почетного Легиона.

Марио Ботта (Mario Botta)

Марио Ботта появился на свет в швейцарском городе Мендризио в 1943. В 16 лет юный архитектор спроектировал свое первое здание. Учился он в Венеции и Милане. Там познакомился со знаменитым французом Ле Корбюзье и американцем Луисом Каном. Оба архитектора произвели на молодого Марио большое впечатление.

Архитектор Марио Ботта

Знакомство с великими проектировщиками окончательно определило цель в жизни – дизайн и архитектура. Идеи и концепции Корбюзье и Кана стали основой творческой деятельности.

На момент, когда он получил профессиональную степень, ему было 26 лет. К этим годам Марио уже понял, что архитектура — призвание его жизни.

Mario Botta

В 27 лет молодой и амбициозный Марио Ботта открывает офис в городе Лугано. В то время его впервые по-настоящему заметили. Он занимался созданием проектов нескольких частных зданий в Швейцарии.

Марио Ботта стал лауреатом многих наград:

  • в 1984 – член Института Архитектуры;
  • в 1989 получил награду Award (повторно стал лауреатом в 1993);
  • отмечен культурной премией Европы;
  • почетный член Королевского Британского Института.
Итальянский архитектор Марио Ботта

В отличие от других знаменитых архитекторов, сосредоточенных только на процессе создания проектов, Марио, начиная с 1975, активно занялся популяризацией деятельности. Он преподавал архитектурные теории; на примере своих идей доказывал и опровергал разные концепции.

Читал лекции в США, странах Азии, Европе. С 1976 является профессором Лозаннского политехнического института. В конце 80-х годов стал читать лекции в Йельском университете.

Биография Mario Botta

Марио Ботта неоднократно отмечал, что участие педагогической деятельности, не только расширяет возможности, но и закрепляет, продвигает талант и способности. Это рождает новые идеи и мотивирует продолжать заниматься любимым делом. В 1996 он был приглашен для составления учебной программы швейцарско-итальянского университета.

Все творческие плоды этого человека становятся длинной эволюционной цепочкой его таланта. Все здания, возведенные за последние десятилетия, являются продолжением его первичных идей в 1976. Марио не только создавал здания, он занимался ландшафтным дизайном и проектированием мебели.

Стиль Mario Botta

Собор в Эври

Проекты Марио Ботта отличаются необычностью: они сочетают эстетику модернизма, при этом, словно, «беседуют» на языке четких и правильных геометрических форм. В работах Марио Ботта прослеживается и модернизм, и элементы конструктивизма.

Ресторанный комплекс Каменный цветок по проекту Ботта

Геометрическая «правильность» проектов архитектора Марио Ботта неслучайна. Создатель удивительных построек тонко чувствует аскетичную красоту древнего стиля. Тонкое, продуманное несоответствие нормам и стандартам рождало новые нормы и стандарты, следуя за древней архитектурной вернакулярностью. Это удивительным образом сочетается со всеми строгими традициями европейского классицизма. Особенно это заметно в духовных постройках Марио Ботта: церкви, синагоги, соборы.

Церковь в Сериате (Италия)

Прочувствовать, узнать в работах мастера некую долю античности – нормальное явление, ведь здания Ботта удивительным образом, словно, обращаются к древним истокам атриумов Древнего Рима. Жилые здания контрастируют с круглым внутренним двором Римских зданий точно так же, как контрастируют ажурные детали и кирпичные стены у Марио.

Частные дома, разработанные архитектором, всегда характеризуются такими особенностями:

  • фонари зенитного типа;
  • внутренние пространства, плавно переходящие друг в друга;
  • жилая площадь 200-250 квадратных метров.
Офисный центр Campari

Уже в середине 70-х годов, работы этого дизайнера многими считались чем-то наподобие первого европейского манифеста, открывающего новую эру архитектуры.

Работы

Архитектура

Культурный центр в Чембери

Самые значимые общественные постройки, спроектированные известным архитектором:

  • Культурный центр (Чембери);
  • Вийорбанская французская библиотека;
  • Готтардский банк (Лугано);
  • галерея Ватари (Токио);
  • французский эврский собор;
  • базельский музей;
  • Синагога и Центр еврейского наследия (Тель-Авив);
  • Муниципальная библиотека (Дортмунд);
  • знаменитый музей современного искусства в Сан-Франциско.
Музей современного искусства по проекту Марио Ботта (Сан-Франциско)

Музей искусства крайне сложно оценивать, используя любую известную классикам шкалу. Как бы странно и тавтологично это ни звучало, но музей искусства сам является настоящим произведением искусства.

И здесь наблюдается глубокая геометрическая точность: два практически идеальных параллелепипеда, имеющих общую грань, словно разрезаны невидимой плоскостью. Вся конструкция под прямым углом пересечена с большим параллелепипедом (встроена в него).

Через самый центр конструкции, проходя через ребра фигур располагается вертикальный цилиндр. И даже здесь – ожидается, что цилиндр станет башней, но он усечен наклонной плоскостью, из-за чего можно наблюдать коническое сечение – эллипс, имеющий кирпичную текстуру.

Церковь Сан-Джованни-Баттиста (Монго)

Отдельная тема – церковь Марио Ботта. Таких проектов два – знаменитая церковь в Могно и в швейцарском городе Тессино, на горе Монте Тамаро. Проекты отражают духовную связь с модернизмом, напоминают, с одной стороны, бастионы средневековья, а с другой – виадуки римского мира.

Церковь на горе Монте Тамаро

И вновь усеченный цилиндр с кирпичной кладкой. Рыцарский замок, Римский капитолий, Средневековый замок: церковь Тессино объединяет сразу всё.

Нереализованным остался проект реконструкции театра оперы и балета в Санкт-Петербурге (Мариинского театра).

Критики считают архитектора неорационалистом. Это не удивительно, ведь классифицировать Марио Ботта не получится, так как он – независимая единица в большой архитектуре.

Мебель

Возведение зданий – не единственная сфера деятельности. Также Марио является успешным дизайнером мебели. В середине 80-х годов он создавал прозрачные, изящные, металлические стулья для компании Alias.

Стул Quinta, Alias

Стул Quinta, Alias

Стул Quinta, разработанный в 1985 представляет собой стальную рамку и металлические детали с отверстиями (сиденье и спинка).

Стул Seconda, Alias

Стул Seconda, Alias

Стул Seconda, созданный в 1982 — удивительный представитель диагональных консолей и замены труб лентами.

Цитаты

Марио Ботта (Mario Botta)

Марио Ботта (Mario Botta)

Представитель мировой архитектурной элиты за годы чтения лекций и интервью стал знаменит также своими цитатами. Через постройки он не только смотрит в будущее, но и строит его. Однако касательно собственной жизни он отмечал: «Я не рад, что становлюсь старше!» Проектируя здание и избегая несущественных деталей, Марио Ботта не раз говорил: «Всё, что не сущностно, должно устраняться».

читать далее...
Спецпроект Изнанка 2.0